Особенности увольнения муниципального служащего за несоблюдение ограничений

Основания отстранения

Общий перечень оснований для отстранения приведен в ст. 76 ТК РФ. Согласно данной статье работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

  • появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
  • в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу;
  • по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Кроме данной статьи имеются и другие нормы, регулирующие отстранение от должности. Так, в ст. 330.4 ТК РФ оговорены случаи отстранения от выполнения подземных работ (недопущения к подземным работам), а в ст. 348.5 ТК РФ — отстранения спортсменов от участия в спортивных соревнованиях. Федеральным законом от 17.01.

1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено отстранение от должности прокурора на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела (ст. 42). В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отстраняют от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, работников без профилактических прививок.

Что касается государственных гражданских служащих, то отстранению их от должности посвящена ст. 32 Закона N 79-ФЗ.

В п. 1 перечислены случаи, когда представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей):

  • если работник появился на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);
  • если работник был привлечен в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ.

В п. 2 ст. 32 Закона N 79-ФЗ указано, что представитель нанимателя имеет право, но не обязан отстранить работника от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов либо проведения проверки. При этом могут проверяться:

  • достоверность и полнота сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами;
  • сведения, представленные гражданским служащим при поступлении на гражданскую службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
  • соблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнение им обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ.

Обязательное отстранение служащего

Особенности увольнения муниципального служащего за несоблюдение ограничений

Законодательством РФ установлены особые требования к порядку поступления на муниципальную службу, порядку ее прохождения и порядку увольнения с такой службы.

В частности, что касается увольнения, то ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) установлены дополнительные основания для увольнения муниципального служащего по инициативе работодателя. Одним из таких оснований является несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. ст. 13, 14, 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ).

Следует отметить, что понятия «ограничения» и «запреты» различаются. Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий, занимающий должность муниципальной службы, должен быть освобожден от этой должности и уволен с муниципальной службы. Соблюдение ограничений обязательно и для работодателя, и для служащего, в случае несоблюдения ограничений служащий должен быть уволен.

Запреты — это ситуации, которые несовместимы с замещением должности муниципальной службы. К запретам, например, относятся запреты на осуществление муниципальным служащим предпринимательской деятельности, получение в связи с должностным положением вознаграждения от физических и юридических лиц, допущение публичных высказываний в отношении деятельности органа местного самоуправления и т.д. При осуществлении служащим таких действий к нему могут быть применены меры ответственности вплоть до увольнения.

Уволить по основанию, установленному п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, помимо несоблюдения ограничений и запретов, можно в случае возникновения конфликта интересов на муниципальной службе (ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ) и за непредставление служащим сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений (ст. 15 Закона N 25-ФЗ).

Ограничения, связанные с муниципальной службой, перечислены в ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Их можно условно разделить на две группы: действующие в отношении лиц, поступающих на муниципальную службу, и лиц, уже занимающих должности муниципальной службы.

К ограничениям относятся следующие случаи:

  1. признание гражданина (служащего) недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
  2. осуждение гражданина (служащего) к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
  3. отказ гражданина (служащего) проходить процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений. Порядок допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, установлен Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63;
  4. наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.

К сведению. Порядок прохождения диспансеризации, Перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 984н {amp}lt;1{amp}gt;.

  1. близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) гражданина (служащего) с главой муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, а также близкое родство, свойство между гражданами (служащими), занимающими должности главы местной администрации и главы муниципального образования;
  2. прекращение гражданства РФ или иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, а также приобретение гражданства другого государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
  3. наличие гражданства иностранного государства (государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, согласно которому иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
  4. представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Предлагаем ознакомиться  Какой порядок расследования несчастного случая на производстве

К сведению. Перечень документов, представляемых при поступлении на муниципальную службу, установлен ч. 3 ст. 16 Закона N 25-ФЗ;

  1. непредставление гражданином предусмотренных Законом N 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу. В частности, это сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
  2. признание гражданина (служащего) не прошедшим военную службу по призыву, если на то нет законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);
  3. достижение гражданином возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Обратите внимание! Для лиц, занимающих должности муниципальной службы, установлено исключение: допускается однократное продление срока нахождения на муниципальной службе при достижении предельного возраста на один год (ч. 2 ст. 19 Закона N 25-ФЗ). Срок пребывания в должности ректора, проректора, руководителя филиала (института) государственного или муниципального высшего учебного заведения может продлеваться до достижения ими возраста 70 лет (ст. 332 ТК РФ).

Служащий находится в состоянии опьянения. В данном случае служащий отстраняется от должности до устранения обстоятельств, явившихся причиной отстранения, то есть до полного вытрезвления. Отстранение производится согласно приказу (распоряжению), который представитель нанимателя составляет на основании докладной записки и акта, фиксирующего факт нахождения в состоянии опьянения, или медицинского заключения.

Медицинское заключение выдается после медицинского освидетельствования, которое проводится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедшими подготовку.

Освидетельствование может проводиться как непосредственно в таких учреждениях, так и в специально оборудованных для этой цели автомобилях, приезжающих по вызову. Порядок медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя определен Временной инструкцией, утвержденной Минздравом СССР 01.09.1988 N 06-14/33-14 (далее — Инструкция).

Направление на медицинское освидетельствование выдают должностные лица предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого или работники правоохранительных органов.

К сведению. Освидетельствование может проводиться и по личному обращению гражданина без официального направления. При этом он обязан представить документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление с подробным изложением причины его просьбы о проведении освидетельствования.

На основании медицинского освидетельствования формулируется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние служащего на момент обследования. В заключении должно быть названо одно из следующих состояний:

  • трезв, признаков употребления алкоголя нет;
  • установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;
  • алкогольное опьянение;
  • алкогольная кома;
  • состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами;
  • трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Результаты освидетельствования сообщаются служащему сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим служащего, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии сопровождающего лица протокол высылается направившей организации по почте.

Отметим, что согласно Инструкции медицинское освидетельствование работников проводится для установления факта употребления алкоголя и наличия состояния опьянения и назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную и административную ответственность за потребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения.

Урегулирование конфликта интересов

В отличие от Трудового кодекса, Закон N 79-ФЗ предусматривает основания, при наличии которых представитель нанимателя не обязан, но имеет право отстранить от должности. Одно из таких оснований — период урегулирования конфликта интересов.

Согласно ст. 19 Закона N 79-ФЗ конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи либо лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

К сведению. Наиболее частые случаи конфликта интересов таковы: совершение действий, принятие решений в отношении родственников, друзей, деловых партнеров государственного служащего; выполнение служащим иной оплачиваемой работы; владение ценными бумагами, акциями и т.п.; замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения с государственной службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности.

Особенности увольнения муниципального служащего за несоблюдение ограничений

В случае возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Иначе он может быть уволен со службы.

К обязанностям госслужащего, связанным с предотвращением или урегулированием конфликта интересов, Закон N 273-ФЗ относит следующие:

  • представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8);
  • уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9);
  • принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и его урегулированию (ст. ст. 10, 11).

Представитель нанимателя может получить сведения о возникновении конфликта интересов и из других источников помимо самого служащего: от его непосредственного руководителя, из декларации о доходах, заявлений граждан или организаций, средств массовой информации, по результатам служебных проверок и т.п.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, приводящей или способной привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию этого конфликта, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности на период урегулирования.

Для урегулирования конфликта интересов в государственном органе образуются специальные комиссии, о порядке формирования и деятельности которых говорится в Указе Президента РФ от 01.07.2010 N 821 {amp}lt;1{amp}gt;.

Порядок увольнения

Как уже было отмечено, некоторые ограничения, предусмотренные ст. 13 Закона N 25-ФЗ, являются самостоятельными основаниями для прекращения трудового договора, установленными Трудовым кодексом. Так:

  • п. 11 ст. 81 ТК РФ (увольнение по инициативе работодателя) предусмотрено увольнение при представлении работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора, которое корреспондирует с таким ограничением для муниципального служащего, как представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ);
  • п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон) установлено увольнение работника за его осуждение к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ в качестве ограничения, связанного с муниципальной службой, названо осуждение гражданина (служащего) к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
  • в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор прекращается в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ ограничением является наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Предлагаем ознакомиться  Делим лицевой счет в муниципальной квартире

Кроме того, ст. 84 ТК РФ установлено прекращение трудового договора вследствие нарушения предусмотренных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, в частности, вследствие нарушения установленных ТК РФ, другим федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

В данной ситуации возникает вполне логичный вопрос: по какой статье следует увольнять муниципального служащего в случае несоблюдения им ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ?

Некоторые специалисты рекомендуют руководствоваться положениями Закона N 25-ФЗ, поскольку его нормы являются специальными, и при наличии указанных ограничений увольнять работника по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Однако мы считаем, что если на момент заключения трудового договора ограничения уже имели место, например гражданин имел заболевание, препятствующее поступлению на муниципальную службу, но договор был заключен, то при выявлении такого ограничения трудовой договор может быть расторгнут на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Трудности при увольнении за несоблюдение ограничений также возникают при увольнении некоторых категорий служащих, к которым относятся беременные женщины и работники, имеющие детей.

К сведению. Согласно ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с беременной женщиной по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации организации. Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до 14 лет, другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5 — 8, 10 или п. 11 ч. 1 ст. 81 либо п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Однако, поскольку увольнение по ст. 19 Закона N 25-ФЗ отнесено к увольнениям по инициативе работодателя, возникает вопрос о том, можно ли уволить беременную женщину или лицо с семейными обязанностями в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.

Аналогичным образом, если ограничение существовало на момент заключения трудового договора, можно применить п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Некоторые суды придерживаются именно такого мнения. Так, Суд Ненецкого автономного округа признал законным увольнение служащей в связи с нарушением ею ограничений и запретов на основании п. 11 ч. 1 ст.

Сложнее ситуация, когда ограничение возникло и выявлено после заключения трудового договора. С одной стороны, работодатель должен соблюдать гарантии, предоставленные Трудовым кодексом беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями, а с другой — работник не имеет права замещать должность муниципальной службы при наличии ограничений.

Могут возникнуть проблемы и при увольнении служащего в связи с прекращением гражданства РФ или гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ. Увольнение по этому основанию установлено п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, данное основание относится и к ограничениям, предусмотренным ст.

Мы придерживаемся мнения, что в данном случае следует применять п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, поскольку этот пункт является специальной нормой по отношению к общей норме — п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.

Несоблюдение служащим ограничений и запретов, согласно ст. ст. 27 и 27.1 Закона N 25-ФЗ, относится к дисциплинарным проступкам, за совершение которых работодатель имеет право применить к нему следующие взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

При этом муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится согласно муниципальному правовому акту.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется ст. ст. 192, 193, 194 ТК РФ.

Итак, с того момента, как работодатель узнал, что служащий не соблюдает ограничения, установленные ст. 13 Закона N 25-ФЗ, он должен в письменном виде запросить с него объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, составляется соответствующий акт.

Примечание. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Принимая решение о применении дисциплинарного взыскания, работодатель в первую очередь должен учитывать, что под несоблюдением служащим ограничений подразумевается виновное противоправное поведение, нарушающее положения ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, необходимо учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Ввиду того что муниципальный служащий, не соблюдающий ограничения, не может находиться на муниципальной службе, работодатель вправе применить к нему только такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение. Если же выяснится, что в несоблюдении служащим ограничений нет его вины, он все равно должен быть уволен, но уже не по инициативе работодателя в соответствии со ст. 19 Закона N 25-ФЗ, а по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, установленным ст. 83 ТК РФ, таким как:

  • осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение им прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу (п. 4 ч. 1). Так, например, Верховный Суд Республики Марий Эл признал законным увольнение муниципального служащего в связи с его осуждением к наказанию на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (Кассационное определение от 08.11.2011 N 33-1845/2011);
  • признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 ч. 1);
  • возникновение установленных ТК РФ, другим федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности (п. 13 ч. 1).

При этом при увольнении по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ служащему должен быть предложен перевод на другую работу, не имеющую отношения к муниципальной службе, при наличии таковой.

При увольнении муниципального служащего в связи с нарушением установленных законом ограничений работодатель издает приказ (распоряжение) об увольнении служащего, а в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с нарушением установленных законом ограничений и запретов, пункт 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Предлагаем ознакомиться  Устройство на работу в польше

Сведения о доходах

Отстранить гражданского служащего от замещаемой должности представитель нанимателя может при проведении в отношении служащего проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В силу п. 1 ст. 20 Закона N 79-ФЗ лицо, замещающее должность гражданской службы, которая включена в установленный нормативными правовыми актами РФ перечень, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, подает представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Достоверность и полнота таких сведений проверяются в порядке, определенном Законом N 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ.

На основании п. 6 ст. 8 Закона N 273-ФЗ проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей проводит представитель нанимателя (руководитель) или лицо, которому представитель нанимателя (руководитель) передал такие полномочия, самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отметим, что непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет увольнение гражданского служащего (если представление сведений обязательно).

Представление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральными служащими регламентируется Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559. Для гражданских служащих субъектов РФ порядок представления сведений о доходах и порядок проверки их полноты и достоверности определены нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Гражданский служащий также может быть отстранен при проверке сведений, представляемых им при поступлении на службу, в том числе сведений о доходах, а также об образовании, о состоянии здоровья и т.п.

В заключение

Итак, мы рассмотрели особенности и порядок увольнения муниципального служащего за несоблюдение им ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Еще раз обратим внимание, что при увольнении по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ следует соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный Трудовым кодексом.

Увольнение по данному основанию осуществляется только в случае, если служащий нарушил требования Закона N 25-ФЗ об обязанности соблюдать ограничения. Если же служащий своевременно сообщил работодателю о возникновении ограничений, не позволяющих ему находиться на муниципальной службе, а его действия не квалифицируются работодателем как дисциплинарный проступок, увольнение производится по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, или по собственному желанию в соответствии с Трудовым кодексом.

Поскольку увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ осуществляется по инициативе работодателя, следует также помнить, что не допускается увольнение по инициативе работодателя служащего, находящегося в отпуске или на больничном. Кроме того, до внесения каких-либо поправок в Закон N 25-ФЗ работодатель не сможет уволить по данному основанию беременную женщину и лицо с семейными обязанностями, перечисленными в ст. 261 ТК РФ.

Л.В.Куревина

Эксперт журнала

«Оплата труда в государственном

бухгалтерский учет и налогообложение»

Проведение проверки

Проверки, во время которых госслужащий может быть отстранен от замещаемой должности и которые требуются в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 32 Закона N 79-ФЗ, проводятся в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 {amp}lt;2{amp}gt; (далее — Положение).

Согласно п. 4 Положения проверки осуществляются в том числе по решению руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо по решению должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего и оформляется в письменном виде.

Основанием для проверки является достаточная информация, поступившая в установленном порядке в письменном виде:

  • от правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  • от работников подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо от должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • от постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
  • от Общественной палаты РФ;
  • из общероссийских средств массовой информации.

Обратите внимание! Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

Кадровые службы могут проводить проверку самостоятельно либо путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на оперативно-разыскную деятельность.

При самостоятельной проверке кадровые службы вправе:

  • проводить беседу с гражданином или государственным служащим;
  • изучать представленные гражданином или государственным служащим дополнительные материалы;
  • получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им материалам;
  • направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами РФ; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению;
  • наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
  • анализировать сведения, предоставленные гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции.

В ходе проверки государственный служащий вправе давать пояснения в письменной форме, представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме, а также обращаться в кадровую службу с ходатайством о проведении с ним бесед.

По окончании проверки кадровая служба обязана ознакомить служащего с ее результатами. Должностному лицу, назначившему служащего на должность федеральной государственной службы, делается доклад о проведении проверки, на основании которого должностное лицо принимает решение о применении к служащему меры юридического воздействия или о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Материалы проверки в течение трех лет со дня ее окончания хранятся в кадровой службе, после чего передаются в архив.

На период проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector