Процедура финансового оздоровления

Зачем вводится процедура финансового оздоровления при банкротстве

Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения. Переход от наблюдения к оздоровлению осуществляется по официальному заключению арбитражного суда, вынесенному на основании ходатайства, подать которое имеют право следующие субъекты:

  • юридическое лицо на основании протокола собрания учредителей;
  • отдельный учредителель/руководитель;
  • кредиторы;
  • иные лица, заинтересованные в благоприятном исходе процесса.

Ходатайство о применении данной стадии будет допущено к обсуждению и голосованию при своевременном предоставлении документа — за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов. Необходимо подготовить пару экземпляров документа: один — для временного управляющего, второй — для арбитражного суда.

  1. график погашения задолженностей согласно реестру кредиторов;
  2. гарантия обеспечения выполнения обязательств (банковская, муниципальная или государственная; залог или поручительство);
  3. план финансового оздоровления организации.

К сведениюКопии ходатайства и установленных Законом документов для предварительного ознакомления и изучения направляются всем участникам первого собрания кредиторов.

Еще на этапе процедуры наблюдения к первому собранию кредиторов могут обратиться учредители (участники) должника или третьи лица с ходатайством о введении финансового оздоровления (п. 1 ст. 76 Закона № 127-ФЗ). Они же могут предоставить и обеспечение исполнения обязательств должника (п. 1 ст. 79 Закона № 127-ФЗ).

Рассмотрев указанное ходатайство, первое собрание кредиторов вправе принять решение о введении процедуры финансового оздоровления предприятия и обратиться в суд с соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 73 Закона № 127-ФЗ). По общему правилу на основании этого решения суд выносит определение о введении финансового оздоровления и в нем же утверждает административного управляющего (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 75, п. 1,2 ст.

80 Закона № 127-ФЗ). При этом в решении собрания, а также в определении суда должен быть указан предполагаемый срок процедуры и график погашения задолженности (п. 1 ст. 74, п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). Кроме того, в решении собрания также должен содержаться утвержденный план финансового оздоровления, если обеспечение должнику для исполнения им своих обязательств предоставлено не было (п. 1 ст. 74, п. 1 ст. 84 Закона № 127-ФЗ).

ФО дает возможность предприятию избежать банкротства, преодолеть кризис, рассчитаться с долгами и продолжить в дальнейшем коммерческую деятельность. В успешном завершении процедуры заинтересованы все стороны конфликта: кредиторы получают возврат долга в полном объеме, должник «остается на плаву», государство продолжает получать налоговые отчисления, а сотрудники не теряют рабочие места.

Во время проведения процедуры наблюдения собственники компании, кредиторы или любые другие заинтересованные лица могут подготовить ходатайство к собранию кредиторов об инициировании этапа финансового оздоровления. По итогам наблюдения арбитражный суд рассматривает поданное заявление и вынесенный на собрании ответ кредиторов о согласии или несогласии проведения финоздоровления. Причем процедура может быть утверждена судьей вопреки решению кредиторов.

Цели процедуры

Главная цель процедуры оздоровления — восстановление платежеспособности компании, погашение задолженности перед кредиторами, повышение конкурентоспособности и выход на рентабельный уровень прибыли.

Условия введения

Арбитражным суд инициирует начало ФО в случае соблюдения нескольких условий:

  • наличие ходатайства кредиторов, руководства компании или иных лиц;
  • план вывода предприятия из кризиса;
  • график расчета по долговым обязательствам;
  • гарантийное обеспечение, покрывающее не менее 120% всей кредиторской задолженности.

Обязательным документом, определяющим последовательность преодоления кризиса и описывающим требуемые меры финансовой санации, является план финансового оздоровления предприятия. Разработка документа вменяется должнику, который должен предложить реалистичный план действий по исполнению обязательств перед кредиторами, пути и методы финансового оздоровления предприятия.

Структура документа сводится к следующим пунктам:

  • общая характеристика предприятия;
  • обзор текущего положения дел, включая данные о реализации продукции;
  • анализ имеющихся активов компании;
  • методологическая основа внедряемых изменений;
  • реорганизация маркетинга и сбыта;
  • производственный план;
  • новые финансовые источники санации предприятия.
Предлагаем ознакомиться  Причины смерти - вскрытие трупа умершего человека (аутопсия)

Порядок проведения

Во время процедуры ФО руководство компании вынуждено искать компромисс между теорией и практикой финансового оздоровления предприятия.

Любой бизнесмен должен понимать, что в условиях нестабильной российской экономики его предприятие может оказаться в тяжелых условиях и оказаться на грани банкротства. В таком положении процедура санации, финансового оздоровления дает реальный шанс восстановить экономическую эффективность и вернуть рентабельность.

Условия введения

Отличие оздоровления от внешнего управления

Чаще всего стадию финансового оздоровления называют антикризисным управлением предприятием. Вводится процедура в том случае, когда проводимые ранее меры с несостоятельным предприятием не дают нужного эффекта. Оздоровление может проводиться только до момента наступления полного банкротства.

Назначенный этап антикризисного управления предназначен для восстановления платежеспособности должника. Финансовые меры, применяемые в этот период, направлены на улучшение экономического состояния банкротящегося. Полное погашение долговых обязательств кредиторов или их отказ от своих требований могут стать поводом прекращения всей процедуры банкротства. Выплаты долговых обязательств на стадии финансового оздоровления необходимо погашать строго по графику очередности, предоставленному суду.

Вместе с ходатайством суду нужно предоставить план мероприятий, которые необходимо будет провести для восстановления финансовой платежеспособности несостоятельного должника. Его разработчик должен ознакомить с ним кредиторов не позднее 15 дней до проведения их общего собрания.

Данная стадия процедуры банкротства отменяет ранее существовавший порядок обеспечения требований, предъявленных кредиторами должнику. Положительное решение о введении антикризисного управления принимается в том случае, когда должник предоставляет суду гарантии погашения не менее 20% существующей у него задолженности. Обеспечением его обязательств в финансовом оздоровлении могут служить:

  • банковские гарантии;
  •  все виды имущества;
  • поручительство третьих лиц и т. п.

Предлагаемое обеспечение не должно находиться в обременении на момент принятия решения судом.

Изучая план антикризисного управления, можно заметить, что он очень похож на обычный бизнес-план. Его структура состоит из 8 разделов. В первом из них содержатся сведения о должнике, подробная характеристика его деятельности, резервы и перспективы возможного развития. Обязательными для него являются сведения о реквизитах должника, информация об учредителях и составе имущества.

Во втором разделе сосредоточена информация о сроках проведения назначенной судом процедуры, времени погашения долговых обязательств и запланированных планом показателях, которых необходимо будет достигнуть в процессе реализации мер по восстановлению платежеспособности банкрота. В числе таких показателей — прибыль, рентабельность, а также текущая ликвидность активов.

Процедура финансового оздоровления

Третий раздел плана второй процедуры банкротства посвящен комплексному анализу хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости должника. Они позволяют определять реперные точки и выявить основные причины убыточности деятельности несостоятельного должника. Даже незначительная корректировка работы может позволить добиться серьезного улучшения экономической ситуации.

В четвертый раздел плана включены:

  • перечень запланированных мер оздоровления;
  • оценка потребности в различных ресурсах, включая оборотные средства и обеспеченность кадрами;
  • обоснование планируемых мероприятий по улучшению экономической ситуации, сложившейся у должника.

Пятый раздел плана посвящен изучению возможности увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг и их реализации банкротящегося. Шестой — содержит план маркетинговой стратегии продаж. Седьмой раздел посвящен программе производства. Он напрямую связан с пятым и шестым разделами.

Восьмой раздел посвящен прогнозированию развития бизнеса должника. Самые эффективные способы стабилизации финансовой ситуации — получение дополнительных доходов и снижение затрат. Проводимый в разделе анализ учитывает возможность привлечения дополнительных финансов.

Кем утверждается

План финансового оздоровления предприятия разрабатывается в том случае, когда должник не может полностью покрыть свои обязательства перед кредиторами. Порядок его разработки и утверждения регламентируется статьей 84 ФЗ №127. Подготавливается он учредителями или участниками юридического лица, в отношении которого инициирована процедура банкротства.

Российская практика банкротства показала низкую эффективность внешнего управления. Сейчас активно развивается практика финансового оздоровления, как способа восстановления платежеспособности должника. Важное отличие этих двух процедур заключается в составе аппарата управления предприятием. В случае оздоровления руководство компании принудительно не меняется, а внешнее управление, наоборот, полностью снимает полномочия с должностных лиц должника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в случае, если иное не установлено данной статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Из пункта 1 статьи 80 Закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 75 названного Закона.

Предлагаем ознакомиться  Что значит среднемесячная заработная плата

Согласно пункту 3 статьи 80 Закона о банкротстве в определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

Процедура финансового оздоровления

В силу пунктов 1, 2 статьи 84 Закона о банкротстве план финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника.

План и срок финансового оздоровления

Антикризисное управление имеет ограниченный срок применения. Он указывается в определение суда и зависит от принятого графика погашения долговых обязательств. Закон ограничивает его 2-я годами.

Решение суда, принимается к исполнению сразу после его вынесения. Оно может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Что происходит после введения финансового оздоровления

Введение финансового оздоровления ведет к определенным последствиям для лиц, участвующих в деле о банкротстве. Так, с даты вынесения судом соответствующего определения (п. 1 ст. 81 Закона № 127-ФЗ):

  • меры по обеспечению требований кредиторов, принятые до финансового оздоровления, отменяются;
  • аресты и иные ограничения в отношении имущества должника могут быть наложены только в рамках арбитражного процесса;
  • выплата дивидендов и иных платежей по ценным бумагам должника не допускаются;
  • и другие.

Вместе с тем, главное, что должен делать должник в ходе финансового оздоровления – это расплачиваться с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2 ст. 84 Закона № 127-ФЗ). При этом органы управления компании продолжают действовать и исполнять руководящие функции, но вместе с тем должны соблюдать некоторые ограничения (п. 1 ст.

Основные функции административного управляющего в этот период следующие (п. 3 ст. 83 Закона № 127-ФЗ):

  • вести реестр требований кредиторов;
  • контролировать исполнение должником текущих требований;
  • следить за ходом выполнения плана финансового оздоровления (при его наличии) и графика погашения задолженности;
  • контролировать своевременность и полноту перечисления средств в погашение долгов кредиторам;
  • изучить отчет должника о выполнении графика погашения задолженности, составить по этому поводу заключение и представить его собранию кредиторов, и т.д.

Отчет об итогах проведения финансового оздоровления должник обязан направить административному управляющему не позднее чем за месяц до истечения срока процедуры. А если обязательства перед кредиторами погашены ранее, то должник сразу после этого может подать отчет о досрочном окончании финансового оздоровления (п. 1 ст. 86, п. 1 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Административный управляющий на основании этого отчета готовит заключение, направляет его кредиторам и в арбитражный суд. Если жалоб от кредиторов на действия должника и управляющего не будет, то суд примет решение о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 3, 5 ст. 88 Закона № 127-ФЗ). Иначе может быть принято решение о введении внешнего управления, либо конкурсного производства (п. 6 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Процедура введения финансового оздоровления определена статьей 80 ФЗ №127. Порядок подачи ходатайства о ней рассмотрен в статье 75 ФЗ №127. Инициировать процедуру могут не только кредиторы, но и учредители или третьи лица, имеющие на это соответствующие полномочия.

После назначения финансового оздоровления, административный управляющий начинает работу в рамках принятого и утвержденного плана. Начало погашения долговых обязательств, определенное графиком, должно начаться не позднее одного месяца с даты принятия судом решения о введении процедуры антикризисного управления.

Предлагаем ознакомиться  В течении какого срока выплачивается страховка после дтп

Последствия введения антикризисного плана наступают сразу после принятия судом решения о начале процедуры.

  • Происходит отмена принятых ранее обеспечительных и ограничительных мер в банкротстве.
  • С имущества снимаются наложенные ранее аресты.
  • В период введения данного процесса должнику запрещается выплачивать дивиденды по акциям, выделять доли участникам, а также выкупать эмиссионные бумаги.
  • В последствии проведения стадии оздоровления замораживается начисление пеней и штрафов на все обязательства должника перед его кредиторами.
  • Разрешено погашать задолженность путем взаимозачета встречных требований.

Зачем нужен административный управляющий

Полномочия административного управляющего определены статьей 83 ФЗ №127. Он назначается арбитражным судом на срок проведения антикризисного управления. Начало его полномочий — дата принятия судом решения о назначении. Заканчивает он свою деятельность в последний день срока действия процедуры несостоятельности.

Прямыми обязанностями административного управляющего является ведение реестра долговых обязательств. Он должен созывать собрания кредиторов и контролировать выполнение плана оздоровления, а также графика погашения долгов. Управляющему разрешено принимать участие в инвентаризации имущества должника, получать сведения и отчеты об его деятельности.

Действующее законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с несостоятельностью, предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий административного управляющего. В их числе выполнение должником всех долговых обязательств и ходатайство саморегулирующей организации.

Выбор и утверждение кандидата на должность административного управляющего производится судом в момент объявления стадии ФО. Оплата услуг специалиста производится за счет компании-должника.

Перед управляющим ставятся задачи контроля над своевременностью платежей в пользу кредиторов, посредничества между должником и кредиторами, а также формирование отчета о завершении этапа. Для выполнения поставленных перед ним целей управляющий имеет право:

  • требовать у должника документы и отчётность;
  • участвовать в инвентаризациях;
  • согласовывать сделки компании;
  • направлять в суд ходатайства о смене руководства, о принятии или отмене мер по обеспечению сохранности имущества предприятия;
  • выявлять сделки должника, неудовлетворяющие требования закона о несостоятельности, инициировать признание таких сделок ничтожными.

С широкими должностными полномочиями управляющего неразрывно связаны следующие обязанности:

  • вести реестр требований кредиторов;
  • созывать собрания кредиторов при необходимости;
  • проверять отчеты и оценивать законность производимых операций;
  • следить о ходе погашения задолженности согласно принятому графику;
  • предоставлять отчет собранию кредиторов;
  • контролировать своевременность оплаты текущих счетов должника.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура банкротства на стадии финансового оздоровления включает 3-х основных участников процесса, обладающих законными правами и обязанностями.

Организация -должник Кредиторы Финансовый управляющий*
Права ходатайствовать о применении стадии оздоровления;осуществлять деятельность с учетом применяемых к нему ограничений;

обращаться в суд для обжалования решения.

вернуть собственные средства в соответствии с установленной очередностью;подавать ходатайства об отстранении руководителей или административного управляющего;

ознакомиться с отчетом должника и заключением управляющего.

запрашивать от должника любые данные;согласовывать сделки;

обращаться в суд с ходатайством.

Обязанности разработка плана финансового оздоровления;соблюдение установленных сроков и размеров выплат;

подготовка отчета для управляющего.

в соответствии с положениями Закона. составлять реестр требований кредиторов;контролировать выполнение плана финансового оздоровления;

составлять заключение по результатам этапа

*подробнее в статье 83 Закона

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector