Родственники по женской линии

Запрет на венчание незнакомых людей

Господь в непосредственном откровении подтверждает запрет близкородственных браков: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу,  {amp}lt;…{amp}gt; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас» (Лев. 18:6-28).

В Законе Моисея, в книге Левит, прямым обращением Бога к людям через пророка и боговидца Моисея воспрещаются браки в первых трех степенях родства (Лев. 18: 1-30) [4].

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Воспрещался брак по прямому родству: с матерью, мачехой, матерью жены, с дочерью и женой сына (1-я степень), внучкой, дочерью приемного сына или дочери (2-я степень), а также в боковых линиях родства: с сестрой родной и сводной, сестрой жены, женой брата (2-я степень), теткой, женой дяди (3-я степень родства) [5].

Подобные преступления были преданы торжественному общенародному проклятию (Втор. 27:20-23). Именно за несоблюдение этих правил Иоанн Креститель обличал царя Ирода, говоря ему, что «недостоит ти имети Иродиаду, жену брата своего» (Мф. 14:3-4) [6].

Эти правила были полностью восприняты и христианской Церковью. Более того, христианские запреты родственных браков стали более строгими [7]. В дополнение к запретам книги Левит было запрещено после смерти жены жениться на её сестре (2-я степень), о чем не упоминалось в ветхозаветном законе, и вступать в брак с племянницей (3-я степень родства). Это утверждалось Правилами Апостольскими, поместными Соборами, правилами Святых Отцов [8].

Родственники по женской линии

«В христианской церкви с самого начала запрещен был брак 3-й степени боковой линии (Ап. 19) кровного родства. Амвросий Медиоланский в одном из своих писем отвечает, что  {amp}lt;…{amp}gt; воспрещение распространялось на племянников, иначе говоря — до 4-й степени боковой линии, и {amp}lt;…{amp}gt; всегда обращалось внимание на то, {amp}lt;…{amp}gt; чтобы вследствие брака {amp}lt;…{amp}gt; старшие родственники не очутились в положении младших, а младшие {amp}lt;…{amp}gt; не заняли бы места старших.

Это подтверждает и Василий Великий в своих правилах, в частности же в 87-м правиле. Так дело обстояло в отношении браков по кровному родству, равно и по свойству» [9].

Трулльский (Пято-Шестой Собор), бывший в 691-692 гг., подтвердив ранее принятые запреты для родственных браков, установил новые. Причиной стало то, что свт. Василий Великий «в правилах своих, некоторые из запрещённых браков исчислил, а весьма многое прешел молчанием, {amp}lt;…{amp}gt; дабы таковыми названиями не осквернить слова. {amp}lt;…{amp}gt; Но, поскольку через таковое молчание {amp}lt;…{amp}gt; естество само себя смешивало, мы признали нужным открыто изложить сие», — писали Отцы Собора.

Запрещался брак с дочерью брата своего (3 степень), отца и сына с матерью и дочерью (2 степень), отца и сына с двумя сестрами, так же как матери и дочери с двумя братьями (3 степень), двух братьев с двумя сестрами (4 степень). Также возбранялись браки по духовному родству, между восприемниками от крещения и родителями крестников.

Впоследствии в 997 году при патриархе Сисинии II были запрещены браки до 6-й степени включительно, а в 1166 г. при патриархе Луке запрещены в кровном родстве до 7-й степени включительно [10].

В двухродном родстве браки были запрещены до 6-й, а в трехродном родстве до 4-й степени. Не допускалось, чтобы после браков младшие родственники становились старшими [11].

Священник, согласно Кормчей, должен познакомиться с брачующимися («кто и каковы суть»), узнать перед браком, нет ли между желающими брачиться препятствия, возбраненного правилами: духовного или плотского родства, позволяет ли им возраст вступать в брак. Если священник, к которому обратились для венчания брака, узнает о его незаконности, в том числе о недопустимо близком родстве брачующихся, то «браку беззаконному причетнику не венчати», чтобы «к чужим грехом себе да не приобщати» [15].

Родственники по женской линии

Если же «приключится подозрение или ина какова важная вина», то вопрос рассматривается епископом («рассуждению епископову сия да подлежит»), чтобы брак не был расстроен из-за клеветы («яко от зависти и лукавства неких лиц препято быти может супружество»). Если не выявилось препятствий к браку или епископ признал их несостоятельными, «иерей да обручит, или и венчает их невозбранно» [16].

 «Венчание и благословение супружества» не должно быть тайным, на дому, а должно совершаться «в церкви перед людьми», при свидетелях [17].

Запрещено венчать незнакомых, не принадлежащих к данному приходу людей: «бегунов и пришельцев, и не имущих своея си оседлости» [18]. О том, те ли они люди, за которых себя выдают, и позволительно ли им вступать в брак, можно судить только на основании их собственных слов, проверить которые сразу невозможно. В таких случаях лишь проведя тщательное расследование всех обстоятельств и получив благословение епископа, священник может венчать брак[19].

В Номоканоне сказано: «Священник аще в ведении благословит возбраненный брак от сродства, или кумовства, или четвероженства, или неимущь возраста, {amp}lt;…{amp}gt; да извержется, а брак да не будет тверд» [20], то есть подлежит расторжению.

Свт. Арсений Уральский пишет, что недостаток в кровном и других сродствах в единой степени исправляется двухлетней епитимией неядения мяса. Но если незаконность брака будет больше одной степени, то он в Церкви не принимается, а вступившие в него люди после того, как разойдутся, должны выполнить епитемию кровосмесников [21].

Предлагаем ознакомиться  Является ли дедушка близким родственником

Согласно правилам свт. Василия Великого, «совокупление браком людей, состоящих в возбраненном для онаго родстве, аще усмотрено будет случившееся, яко грех человеческий, подлежит епитимии прелюбодеев». Им «да не будет позволено входити в дом молитвенный, доколе не отступят от беззаконнаго и гнуснаго действия» [22].

Матфей Властарь пишет, что «божественные правила определяют незаконные браки расторгать» [23].

Мужчина и женщина, пребывающие в противозаконном браке, могут и должны «свободити себя от спряжения оного». Они, если в дальнейшем пожелают, могут невозбранно вступить в другие браки, если к тому не будет иных законных препятствий [24].

Церковные правила не одобряют второй брак, но допускают его в случае смерти одного из супругов или церковного расторжения брака для невиновной в этом стороны [41].

После смерти жены муж не может жениться на её сестре так же, как и на своей родной сестре (2-я степень родства) [42]. Не может он жениться ни на племяннице покойной жены (3-я степень) [43], ни на дочери племянницы (4-я степень) [44], ни на внучке её (5-я степень) [45]. Не может он жениться на двоюродной сестре своей жены (4-я степень) [46], на дочери двоюродной сестры (5-я степень) [47], ни на троюродной сестре (6-я степень) [48].

  • ВДОВА — женщина, не вступившая в   другой брак после смерти мужа
  • ВДОВЕЦ — мужчина, не вступивший в другой брак после смерти жены
  • ДЕВЕРЬ — брат мужа
  • ДЕВИЦА, девка — незамужняя, девушка
  • ЖЕНИХ — сговоривший себе невесту
  • ЗОЛОВКА — сестра мужа
  • ЗЯТЬ — муж дочери, сестры, золовки
  • НЕВЕСТКА — жена сына (для женщины)
  • СВАТ, СВАТЬЯ — родители молодоженов и их родственники по отношению друг к другу
  • СВЕКОР  — отец мужа
  • СВЕКРОВЬ — мать мужа
  • СВОЯКИ — мужчины, женатые на сестрах
  • СНОХА — жена сына (для мужчины)
  • СУПРУГ, СУПРУГА — муж и жена
  • ТЕСТЬ, ТЕЩА — отец и мать жены
  • ШУРИН — родной брат жены

Трудности выполнения правил о брачном родстве

В реальной жизни выполнение правил о допустимом брачном родстве и в древности, и теперь сталкивается с трудностями. Речь идёт не просто о схемах родственных отношений, за ними стоят живые люди, их судьбы и судьбы их детей, человеческое счастье и несчастье, а главное, вечная участь их душ. Враг спасения, играя на человеческих страстях, соблазняет людей желать браков в недозволенных степенях родства.

В России после реформ патриарха Никона общины староверов оказались в чуждом им «никонианском» окружении и могли заключать браки только в среде своих единоверцев. В условиях гонений венчание браков совершалось украдкой, нередко в отдаленном приходе, священнику которого было некогда выяснять, состоят ли брачующиеся в допустимом родстве или нет.

Ситуация стала ещё более сложной в советское время, когда немногие православные верующие семьи, в которых были женихи и невесты, оказались в окружении огромной массы атеистического населения. Брак с иноверным или атеистом запрещён правилами и зачастую окончился бы полным отпадением от веры. В этих стесненных обстоятельствах гонительного времени многие священники руководствовались подходом «по нужде и правилу бывает пременение».

В наше время гонения остались позади. Однако осталась проблема породнения жителей традиционно старообрядческих сёл России, Украины, Молдавии или потомственных прихожан храмов в крупных городах. Теперь в большинстве случаев выбор спутника жизни совершается не по воле родителей, а по личному желанию, «по красоте».

Даже в традиционно старообрядческих местах и приходах молодёжь малоцерковна, часто живёт «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе» (Колос. 2:8). Если их отказываются венчать из-за недопустимого родства, они нередко вступают или угрожают вступить в невенчанное сожительство, и священник оказывается перед нелегким выбором.

Ситуация осложняется тем, что в наше время церковный брак не имеет юридической силы, а гражданское законодательство не возбраняет близкородственные браки, запрещённые Церковью [13]. Как никогда справедливо звучат слова свт. Василия Великого: «Аще кто желает брака по закону, то ему отверста вся вселенная.

Стеснённые обстоятельства, возможно, и могут позволить в каких-то случаях браки в более близких степенях, чем это требуют правила. Однако не следует забывать, что исключения не могут стать всеобщим правилом. Господь установил запреты на близкородственные браки из любви к людям, чтобы не допустить вырождения рода человеческого.

Родственники по женской линии

В одном старообрядческом селе на юге бывшего СССР авторитетные старики уговорили священника обвенчать брак недопустимо близкой степени родства, поскольку другие женихи были неверующими или никонианами. Священник поддался этим уговорам. Молодым людям, вступившим в этот брак, пришлось нести тяжелый крест, так как все рождающиеся у них дети были психически нездоровы.

«Землетрясения, язвы, голод, войны, засухи и другие наказания Божии» посылаются не только как наказание, но и как спасение, поскольку исторические потрясения и бедствия зачастую приводят к переселению людей на новые места жительства, перемешивают население, предотвращая тем самым близкородственные браки.

Близость родства определяется линиями и степенями. Степень (по-славянски «ступень») — связь одного лица с другим посредством рождений. Например, отец состоит с сыном в первой степени родства, с внуком — во второй и т. д.

Между супругами устанавливается нулевая степень родства, при подсчетах степеней родства муж и жена считаются как один человек, согласно словам Евангелия о супругах: «неста два, но плоть едина» (Матф.19:5-6).

Колено — то же, что и слово «поколение». В этом же смысле иногда используется в славянском языке и слово «род». Например, слова заупокойной молитвы «память их от рода и в род» означают «память из поколения в поколение».

Предлагаем ознакомиться  Прохождение медкомиссии на производстве

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Линия — это связь непрерывно продолжающихся степеней родства между поколениями, например, от отца к дочери и внуку.

Родственники по женской линии

Допустимые и недопустимые степени родства одинаково исчисляются как для мужчин, так и для женщин. Например, как дядя не может жениться на своей племяннице (третья степень родства), так и тётя не может выйти замуж за племянника.

При церковно-канонических определениях степеней родства между людьми обычно подразумеваются семейно-родственные отношения, возникающие в результате законных христианских браков. Однако, согласно церковным каноническим правилам, таким же образом, на основании факта рождения, считаются степени родства и между людьми, рожденными вне христианского венчанного брака, как в случае государственной регистрации супружества, так и при явном блудном сожительстве. Возникающие при этом близкородственные связи так же являются препятствием для христианского брака, как и родство в венчанном браке [25].

По мнению некоторых современных знатоков церковных правил, это остаётся в силе и в том случае, если блудное сожительство имело место до крещения человека. Хотя в Таинстве Крещения и происходит полное оставление совершенных ранее грехов, но кровные родственные связи по плоти не упраздняются [26].   

Родство по усыновлению (удочерению)

В 24-й новелле императора Льва Мудрого (конец IX — начало X вв.) предписывается совершать усыновление с совершением особого церковного чина. Этот чин «бываемый, в чадотворении» включен в славянский старопечатный большой Потребник (глава 36). Он совершается священником, состоит из особой малой ектеньи и трех молитв. После совершения этого чина усыновители становились для усыновленных вместо родителей, а приемные дети вместо родных детей [31].

В отношении запрещённых и разрешённых браков родство по усыновлению должно соблюдаться так же, как и кровное родство. Усыновитель (усыновительница) и усыновленный (удочеренная) не могли вступать в общение брака друг с другом (первая степень родства). Усыновитель не мог жениться на усыновленной так же, как на родной дочери [32].

Усыновленный сын не может жениться на жене своего названного отца после его смерти как на матери. Усыновитель не может взять в жены после смерти усыновленного сына его жену [33]. Приемный сын не может жениться на матери жены названного отца (она вместо бабки, вторая степень), ни на сестре её матери (она вместо великой тетки, четвертая степень).

Совершение браков между усыновленными и естественными (и сводными) детьми усыновителя воспрещалось так же, как и между родными братьями и сестрами (вторая степень родства). Усыновленный не может жениться ни на дочери, ни на падчерице своего названного отца, так как он приходится им вместо родного брата (вторая степень родства) [34].

Приемный сын не может жениться на дочери сына своего названного отца (он ей дядя, третья степень родства), ни на внучке (четвертая степень родства).

БЛИЗКИЕ НЕРОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (духовное родство)

Родственники разведённых супругов продолжают оставаться в отношениях так называемого фиктивного свойства. Кормчая в связи с этим упоминает только о запрете брака между одним из разведённых супругов и сыном (дочерью) другого супруга от другого брака (свойство первой степени) [63].

Например, Петр состоял в браке с Анной, потом они развелись. Анна вышла второй раз в брак за Андрея, у них родилась дочь Наталья. После совершеннолетия Натальи Петр не может на ней жениться.

В византийскую эпоху разводы супругов случались редко, и, возможно, поэтому этот вопрос канонистами не был подробно разработан. В наше время разводы стали массовым явлением. Поэтому вопрос о возможности браков между потомками разведённых супругов приобретает большое значение.

Считаем, что, поскольку даже блудная связь создает в происшедшем от него потомстве такое же родство по плоти, как и в законном браке, то представляется обоснованным по образу этого исчислять родство между потомством разведённых супругов.

В этом случае дети, родившиеся у разведённых супругов в разных браках, считаются сводными братьями и сестрами, и степени допустимого родства для заключения браков между ними такие же, как в однородном (кровном) родстве (то есть до восьмой степени).

  • БРАТ КРЕСТНЫЙ — сын крестного отца
  • ДОЧЬ НАЗВАНАЯ — приемыш, воспитанница
  • КОКА — восприемница   от   купели,   крестная (уральское)
  • КРЕСТНИК — сын    крёстный    по     отношению    к 
  • восприемникам
  • КРЕСТНИЦА — дочь крестная по отношению к восприемникам
  • КУМ — крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери
  • КУМА — крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу, ласково — кумушка
  • МАТЬ КРЁСТНАЯ — восприемница при обряде крещения
  • МАТЬ НАЗВАНАЯ — мать приемышу, воспитаннику
  • МАТЬ ПОСАЖЕНАЯ — женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха
  • МАЧЕХА — другая жена отца, неродная мать
  • ОТЕЦ КРЁСТНЫЙ восприемник у купели
  • ОТЕЦ НАЗВАНЫЙ — отец приемышу
  • ОТЕЦ ПОСАЖЕНЫЙ — лицо, выступающее вместо родного отца на свадьбе
  • ОТЧИМ — другой муж матери, неродной отец
  • ПАДЧЕРИЦА — дочь от другого брака по отношению к неродному родителю
  • ПАСЫНОК — сын неродной одному из супругов
  • ПРИЕМЫШ — ребенок, усыновленный или удочеренная

Родство духовное

Духовное родство возникает при восприятии младенца во время совершения Таинства Крещения [64].

Родственники по женской линии

Восприемник и (или) восприемница должны заботиться о духовном воспитании своего крестника или крестницы, и поэтому, по благодати, становятся вторыми родителями новокрещённого.

Должен быть один или два восприемника? На этот счет есть разные указания. Кормчая упоминает одного восприемника [65]. Стоглавый собор даёт четкое правило об одном крестном [66]. При этом с древности существует и стал узаконенным обычай иметь обязательно при крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу. Номоканон при Большом Потребнике упоминает крестных отца и матери одного ребёнка [67].

Предлагаем ознакомиться  Завещание на недвижимость: нюансы оформления

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В первой половине XIX века на Рогожском «исполнялся издревле существующий и церковью узаконенный уже обычай — иметь обязательно при святом крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу, как для мальчика, а равно и для девочки» [68].

Восприемниками признаются только бывшие при крещении, совершаемом священником (а не мирянином) [69].  Нельзя в крестные записывать заочно людей, на крещении не присутствующих.

Крестными не могут быть ближайшие родственники по плоти.

«При крещении не могут воспринимать:

  • брат брата или сестру, сестра брата или сестру;
  • дед или бабка своих внуков;
  • племянник или племянница – своих дядю или тетку.

Не могут быть восприемниками одного младенца:

  •  отец с дочерью;
  • мать с сыном;
  • родители мужа и жены (сватья)».

При этом смешивается родство плотское и духовное [70]. 

Родственники по женской линии

Степени духовного родства исчисляются иначе, чем при родстве плотском.

Родной отец ко всем своим детям по плоти состоит в первой степени родства.

Восприемник в первой степени родства состоит только к своему крестнику, с его отцом (кумом) состоит во второй степени, как с братом.

С родным братом крестника, если он его не крестил, восприемник стоит в третьей степени родства, как с племянником [71].

Духовное родство накладывает брачные ограничения между крестными и их крестниками.

Родственники по женской линии

В 53-ем правиле Шестого Вселенского Собора (Трулльского) сказано, что «сродство по духу есть важнее союза по телу». Исходя из этого некоторые канонисты считали, что родство по крещению должно считаться так же, как и кровное, и браки в нём запрещены до седьмой степени включительно.

Однако большинством древних канонистов это мнение не было поддержано. Причина была в том, что всякое постоянно проживающее в одной местности население через несколько поколений начинает породняться до такой степени, что это начинает создавать трудности для дальнейших браков. Если и по духовному родству в тех же степенях запрещать браки, то они станут совсем невозможными. Поэтому браки при духовном родстве запрещаются лишь в нескольких оговоренных случаях.

Крестный отец и крестная мать одного крестника (крестницы) не могут вступать между собою в плотской брак[72].

В двести девятой статье Номоканона при Большом Требнике сказано: «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются».

Из этого же правила следует, что супруги не могут стать крестными родителями одного крестника, так как после этого они должны прекратить супружеское сожительство.

В Кормчей на листе 551 сказано, что человек, ставший восприемником своему родному сыну, разлучается со своей женой, так как сделал её себе духовной сестрой [73].

Запрещён брак между восприемником и крестницей, как между отцом и дочерью[74].

Не может он жениться и на дочери крестницы[75].

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

А также запрещён брак восприемника с родной матерью восприемницы, кумой, как с сестрой[76].

Родственники по женской линии

В духовном родстве запрещены браки в боковых линиях до 3-й степени включительно.

Сын восприемника не может жениться на своей сестре по крещению, ни на её матери, ни на её дочери [77].

Иногда брак запрещается и в 4-й степени духовного родства. Дети крестного и родные братья и сестры крестника (другие дети кума) не могут вступать между собой в брак, хотя между ними четвертая степень родства.

Но уже в пятой степени браки разрешаются, то есть сын крестника может жениться на внучке кумы.

Тем более разрешен брак между внуками крестника и кума (шестая степень) [78].

По нисходящей линии духовное родство между крестным (крестной) и крестником (крестницей) является препятствием к браку до седьмой степени включительно, подобно кровному родству. То есть брак между родными детьми крестного (крестной) и крестника (крестницы) разрешается только в восьмой степени [79].

Крестовые брат и сестра, имеющие одного крестного, не могут вступать в брак.

Если один человек в разное время был крестным детей мужского и женского пола от разных родителей, то все они, хотя и не имеющие плотского родства, становятся крестовыми братьями и сестрами и не могут вступать между собою в брак (вторая степень родства) [80].

Во многих храмах крестными бывают одни и те же люди, например, сотрудники храма, пономарь и свечница. В этом случае все крещенные ими дети в будущем не должны вступать между собой в браки. Чтобы избежать такой ситуации, надо в храме среди сотрудников иметь одну пару особых восприемников для мальчиков, и другую пару особых восприемников для девочек. Возможно, в соответствии с 17-ой главой Стоглавого собора, вернуться к практике одного восприемника для мальчиков и одной восприемницы для девочек.

Если муж был восприемником одного младенца, а его жена другого, то эти дети не могут вступать в брак между собою так, как будто их крестил один восприемник (муж и жена считаются одной плотью) [81].

Но в детях крестовых братьев и сестер родства не имеется (согласно Кормчей, лист 551, где последующее нисходящее родство не указано).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Свт. Арсений Уральский писал, что, хотя «Номоканон же и здесь простирает сродство до 8 степени, но за невозможностью сего высчитывать, сего нигде ни наблюдается» [82].

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector