Причины изъятия земельного участка

Законодательная база

Все вопросы касаемо использования земельных участков, в частности, их целевого назначения, регулируются ст.7 Земельного кодекса РФ. Согласно закону, земли бывают:

  • из водного фонда;
  • из лесного фонда;
  • из резервного фонда (запасные);
  • объектами, относящимися к охраняемым территориям;
  • из промышленного фонда;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов.

Право пользования земельным участком определено в ст. 42 ЗК РФ, в которой отмечено, что собственники могут использования земельный надел только по целевому назначению, не подлежащему самовольному изменению (данные о земельном участке четко прописываются в кадастровом паспорте и свидетельстве о государственной регистрации). Нарушение законодательства влечет за собой штрафные санкции, в соответствии со ст.8.8 КоАП.

Отдельные статьи земельного законодательства регулируют порядок изъятия земельного участка у владельца или собственника. Так, реквизиция участка происходит в соответствии со ст.51 и ст.66 ЗК РФ, выкуп участка для нужд государства или муниципалитета регулируется ст. 49 ЗК РФ, выкуп земли ввиду его нецелевого использования – статьями 284-285 ГК РФ.

Согласно закону, основаниями для изъятия земельного участка могут служить:

  • совершение преступления, наказание за которое предусматривает ;
  • реквизиция при возникновение чрезвычайной ситуации;
  • выкуп государством или муниципалитетом;
  • конфискация земли в связи ненадлежащим использованием;
  • изъятие в связи с неисполнением залоговых обязательств по .

В зависимости от обстоятельств, возникших для изъятия земельного участка, законом предусмотрен определенный порядок в каждом отдельном случае. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Основания для принудительного изъятия земельного участка

Сроки, размер возмещения и другие условия изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением о реквизировании земельного объекта и расположенных на нем объектов недвижимости. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Если правообладатель изымаемого объекта не заключал соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением о проведении процедуры, допускается принудительная конфискация в муниципальных целях.

Принудительное изъятие проводится по решению суда. Иск о принудительном реквизировании предъявляется в суд в течение срока действия решения об изъятии участка. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем земли проекта соглашения об изъятии.

Нельзя реквизировать земельные территории до тех пор, пока не будет соответствующего разрешения на проведение такой процедуры. Подобное разрешение принимается органами местного или муниципального управления.

Затем не позднее 10 дней с момента подписания решения об изъятии орган власти обязан опубликовать это решение на своем официальном сайте и в порядке, установленном для официального опубликования в том или ином муниципалитете. Это может быть официальный бюллетень или средства массовой информации. Также не позднее 10 дней копия документа направляется собственнику земли.

Также владельцу предоставляется проект соглашения о выкупе, где описываются все условия, включая цену.  Размер выплаты основывается на рыночной стоимости земли, рассчитывается она профессиональными оценщиками. В цену выкупа включаются: стоимость земли и недвижимости, расположенной на этом участке, а также убытки, связанные с упущенной выгодой, расходами на переезд.

На изучение предложения собственнику дается три месяца. В это время он может подписать соглашение, предложить свои условия сделки или сообщить муниципалитету об отказе.

Если же договориться мирным путем не удастся, вопрос об изъятии и сумме выкупа будет принято в судебном порядке.

Согласно Земельному кодексу РФ ст. 56.9.соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит:

  1. Наименования лиц – сторон соглашения о конфискации объекта недвижимости.
  2. Кадастровые номера земельных территорий и расположенных на них объектов недвижимости, подлежащих реквизированию.
  3. Цель процедуры изъятия.
  4. Реквизиты решения.
  5. Права на земельные участки (при наличии и на расположенные объекты).
  6. Срок передачи земельных участков, который не превышает шести месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости.
  7. Размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.
  8. Указание на сооружения, отчуждение которых не осуществляется.
  9. Указание на сервитуты, установленные в отношении земельного участка, подлежащего изъятию.
  10. Технические условия и сроки осуществления реконструкции инженерных сооружений в случае их переноса.

Подобное соглашение заключается с каждым правообладателем земельного участка. При наличии согласия лиц, у которых изымаются территории, в соглашении об изъятии предусматривается предоставление им земельных участков взамен отчуждаемых.

Принудительное прекращение прав собственников на земельные участки является одним из способов обеспечения баланса публичных и частных интересов в земельных правоотношениях. Так:

  • земельный участок может быть изъят у любого собственника или за нарушение требований законодательства, или для публичных нужд;
  • государство не может осуществлять изъятие земли по своему усмотрению, без особых на то оснований и соблюдения установленных правил.

В связи с этим законодатель подробно регламентирует данные процессы, начиная с установления перечня возможных причин изъятия земельных участков у собственников.

Общее руководство по изъятию имущества у собственников содержится в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ). В Земельном кодексе РФ (далее — ЗК РФ) эти правила уточняются применительно к земельным правоотношениям.

Изыматься могут земли любого назначения, находящиеся в частной собственности. В основном финансовые потери собственника подлежат компенсации.

Обратите внимание! При необходимости допускается изъятие части земельного участка. В этом случае, согласно разъяснениям Росреестра (письмо от 14.05.2010 № 14-3738-ГЕ), предварительно требуется провести работы по образованию новых земельных участков в соответствии с главой I.1 ЗК РФ.

Обратите внимание! Как показывает судебная практика, отсутствие решения или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для нужд государства не позволяет вернуть участок. Оно только дает собственнику возможность возместить убытки, причиненные фактическим лишением имущества (см. постановление ФАС ПО от 25.12.2018 по делу № А65-39893/2017).

Таким образом, законодатель довольно четко регламентирует процедуру принудительного изъятия земель у собственников. При нарушении законодательных норм правообладатель не лишен права обжаловать в судебном порядке само изъятие, однако реальнее для собственника требовать возмещения убытков, причиненных таким изъятием.

В первый день апреля 2018 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью  использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2018 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

Причины изъятия земельного участка

Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за  ненадлежащего использования:

  1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
  2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).
Предлагаем ознакомиться  Как подать жалобу на МФО в Центробанк

Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

Причины изъятия земельного участка

Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

  • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
  • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
  • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

Изъятие земельного участка для государственных нужд

Процедура конфискации земли — закрепленный законодательством процесс принудительного изъятия надела через выкуп для государственных или муниципальных нужд.

Он состоит из четырех стадий:

  1. Принятие решения об изъятии земли у владельца.
  2. Уведомление владельца о государственном решении.
  3. Выявление условий и порядка отчуждения и перечисления средств за выкуп территории.
  4. Внесение оплаты за участок, которая равна сумме выкупа и дополнительной компенсации.

Процесс изъятия земли и находящегося на ней имущества достаточно болезненно переносится правообладателем. Стоит вспомнить многочисленные споры, возникшие на фоне строительства олимпийских объектов в Сочи или застройки в рамках проведения Чемпионата мира по футболу.

Право изъятия земельного объекта закреплено не только за органами власти, но и за юридическими лицами — в случае одобрения соответствующего ходатайства.

Подать заявление на изъятие земли для государственных и муниципальных нужд по ходатайству вправе компании из списка, составленного правительством РФ (статья номер 56.4 ЗК РФ). В этот перечень входят естественные монополии, компании-недропользователи, а также организации, осуществляющие деятельность в рамках международных договоров Российской Федерации.

Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.

Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия.

Изъятие земельного участка в 2016 году государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды.

Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.

Порядок и правила, по которым осуществляется выкуп оговоренного земельного участка с любым имеющимся на нём имуществом в принудительном порядке, установлены действующими статьями Гражданского кодекса. После того, как изъятие будет утверждено, владельцу должны сообщить об этом не позже, чем за один год до проведения самой процедуры отчуждения.

Уведомление должно быть официальным и обязательно письменным. В нем должны содержаться сведения о гарантиях собственника, которые заключаются в сохранении его прав собственности в течение года. Отсчитывается время от даты получения уведомления. За этот же период между государственными органами и владельцем земельного участка должно быть достигнуто окончательное соглашение касательно выкупной цены земли и расположенных на ней объектов недвижимого имущества.

Если владелец категорически не согласен с принятым решением или предложенной ему суммой, он имеет право подать иск в суд и требовать признать решение посягающих государственных органов недействительным. На это, разумеется, нужны весомые основания, такие, как несоответствие закону или нарушение прав и законных интересов.

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

Реквизиция земельного участка

Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

Земельный надел может быть реквизирован у правообладателя в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, крупномасштабных аварий, эпидемий. Порядок проведения реквизиции описан в ст. 242 ГК РФ и ст.51 ЗК РФ. В данном случае изъятие земельного участка является временной процедурой и после устранения последствий от возникновения чрезвычайной ситуации земля возвращается правообладателю.

Одна из разновидностей принудительного порядка аннулирования правомочий на земельное имущество. Она производится в чрезвычайных ситуациях и преследует защиту жизни и здоровья граждан, социума и страны.

Реквизиция производится на платной основе. Владельцу выплачивается компенсация за отнятый объект, что удостоверяется соответствующей документацией (ст.51 ЗК РФ).

Величина выплаты определяется правилами оценки имущества. Она представляет собой временную меру и, с исчезновением причин, хозяину возвращается собственность и возмещается ущерб. Если возврат невозможен, землевладельцу выплачивают реальную цену участка и сумму утраченной выплаты или при желании предоставляется равноценное землевладение в другом месте (ст.66 ЗК РФ).

Порядок действий при реквизиции:

  1. Готовится документ об отчуждении государственной службой.
  2. Устанавливаются величина компенсации и порядок её выплаты.
  3. При отсутствии согласия с возмещением постановление оспаривается в судебном порядке.

Для лучшего понимания разницы между рассмотренными выше способами принудительного прекращения прав собственности на землю используем сравнительную таблицу.

Одна из разновидностей принудительного порядка аннулирования правомочий на земельное имущество. Она производится в чрезвычайных ситуациях и преследует защиту жизни и здоровья граждан, социума и страны.

Причины изъятия земельного участка

Реквизиция производится на платной основе. Владельцу выплачивается компенсация за отнятый объект, что удостоверяется соответствующей документацией (ст.51 ЗК РФ).

Величина выплаты определяется правилами оценки имущества. Она представляет собой временную меру и, с исчезновением причин, хозяину возвращается собственность и возмещается ущерб. Если возврат невозможен, землевладельцу выплачивают реальную цену участка и сумму утраченной выплаты или при желании предоставляется равноценное землевладение в другом месте (ст.66 ЗК РФ).

Конфискация земельного надела:  вопрос о компенсации

Эта разновидность изъятия предусмотрена ст.50 ЗК РФ и нормами УК.

В такой ситуации, изъятие выступает в роли наказания за совершенные проступки, признанные судом. Конфискация носит безвозмездный характер. Порядок её проведения заключается:

  • Выносится приговор;
  • Принимается судебное решение о конфискационных действиях.

Статьей 49 ЗК РФ установлены случаи, когда такое возможно.

Это:

  • Выполнение обязательств между государствами;
  • Необходимость возведения объектов обеспечения жизни (прокладка путей для транспорта, разных коммуникаций, совершенствование инфраструктуры и другое);
  • Исполнение требований действующих нормативных актов.

Проводится методом выкупа землевладения у хозяина. Решение о нем принимаются органами федерального уровня или субъектов РФ. Он может быть разрешен при получении одобрения правообладателя и проходит регистрацию в соответствующей службе.

ВАЖНО! По желанию владельца материальную выплату могут заменить на другой равноценный недвижимый объект. При этом осуществляется замена стоимости предоставляемого надела и правомочий в сумму компенсации.

Процедура заключается в:

  1. Подготовка проекта постановления об изъятии участка. Подбор площадки для постройки основывается на заключении об отчуждении, включающего реальные характеристики объекта, подтверждаемые выпиской из кадастрового реестра. Цели и сроки проведения, наименование правообладателя и его статус по отношению к угодьям, требования об извещении лица и регистрации документа, его измененные правомочия в связи с изъятием.
  2. Уведомление владельца, без него отбор не возможен.
  3. Регистрационные действия в отношении постановления представляют собой наложение ограничений на правомочия собственника изымаемого имущества. Проведение регистрационных действий может накладывать на хозяина траты по уходу за недвижимостью. Любые операции с ней не компенсируются государством.
  4. Правообладателю, собственность которого аннулируется, вручают соглашение и оценочный акт имущественного объекта. Документ составляется в свободной форме и должен учитывать нормативные требования для заключения сделки. В нем должен быть установлен максимальный период его подписания – не более 90 дней.
  5. В случае уклонения от удостоверения соглашения в суд подается иск о принудительном отборе.
Предлагаем ознакомиться  Оформление ДТП: порядок действий по новым правилам

Законодательно устанавливаются правила предоставления жилых помещений лицам, являющихся владельцами участка с домом или жильцам многоквартирного здания, расположенного на такой земле. Жилплощадь может представляться по договорам социального найма.

Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

В 2018 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

  • получить наличную сумму;
  • получить другой равноценный земельный надел.

Принудительное отчуждение имущества производится только при условии предварительного и равноценного возмещения.

На материальное возмещение при изъятии претендуют не только собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, бессрочного пользования или пожизненного владения. Компенсация выплачивается за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Выкупная цена изымаемого участка выявляется, исходя из результатов проведенной оценки. Сумма компенсации становится известной не позднее, чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии.

В размер возмещения входят:

  • рыночная стоимость земельной территории или рыночная стоимость иных прав на участок, подлежащих прекращению в связи с отчуждением;
  • убытки, причиненные правообладателю или убытки в связи с невозможностью исполнения владельцем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды);
  • упущенная выгода. Если на подлежащих отчуждению участках расположен многоквартирный комплекс, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Как видно из приведенной таблицы, собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение определенной суммы во всех случаях, кроме конфискации.

Полное возмещение полагается собственнику в случае изъятия его земельного участка для нужд государства, субъекта Федерации или муниципального образования.

Как было указано выше, изъятие для таких целей производится на основании заключаемого с собственником земучастка соглашения.

Выкупная цена за земельный участок включает в себя (ст. 15, 281 ГК РФ, ст. 56.8 ЗК РФ):

  • рыночную стоимость участка и находящихся на нем строений;
  • фактический ущерб от принудительного изъятия участка, в том числе связанный с неисполнением обязательств собственника перед иными лицами;
  • упущенную выгоду.

Похожий порядок действует при выплате возмещения в случае реквизиции земельного участка, если он не может быть возвращен собственнику.

Если участок реализуется с публичных торгов (при его изъятии в случае нарушения законодательства, в том числе при нецелевом использовании) средства, полученные от продажи, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом затрат:

  • на подготовку и проведение торгов;
  • осуществление кадастровых работ;
  • оценку стоимости участка и его обследование в соответствии с законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ.

Обратите внимание! Расчет величины убытков производится на дату, предшествующую дню принятия решения об изъятии участка или о временном ограничении права собственника земельного участка (ст. 57 ЗК РФ).

Земельный участок может быть конфискован на основании вынесенного судебного приговора за совершение преступления. Порядок конфискации имущества определен ст. 243 ГК РФ и ст. 50 ЗК РФ.

В случае конфискации земельного участка

не получает права на получение компенсации, и в дальнейшем его имущество реализуется .

Причины изъятия земельного участка

Земельный участок не может быть конфискован:

  • если на территории земли располагается жилой дом или хозпостройки, не подлежащие конфискации;
  • если данная земля является объектом ведения подсобных и сельскохозяйственных работ.

Эта разновидность изъятия предусмотрена ст.50 ЗК РФ и нормами УК.

Порядок принудительного прекращения права собственника на земельный участок в случае его неиспользования по целевому назначению

Основные признаки ненадлежащего использования земельного надела определены Перечнем, утвержденном постановлением Правительства РФ №369 от 23 апреля 2012 г, и включают в себя:

  • высокое содержание сорных трав (более30%);
  • отсутствие факта проведения работ по возделыванию и обработке земельного участка, а также уходе за ним в период владения;
  • высокий уровень закустаренности, залесенности или заболоченности;
  • ухудшение качества почвы и экологической ситуации в целом, вызванные применением химических средств.

В случае несогласия владельца земельного надела с изъятием имущества, он имеет право подать в суд исковое заявление с требованием о возврате земельного участка.

Как правило, большинство нарушений в области использования земельных участков касаются положений по видам целевого назначения. К примеру, земля, приобретенная под статусом «ведение сельского хозяйства» не может быть использована под (ИЖС). И в случае обнаружения органами самоуправления данного факта нарушения, на владельца земельного участка выписывается штраф и выдается предписание с требованиями об устранении нарушения в определенные сроки.

  • для физических лиц собственников земли — от 0,5 до 1% (минимум 10 000 рублей);
  • для юридических лиц – до 2% от кадастровой стоимости (минимум 100 000 рублей);
  • для физических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Штрафы за неиспользование земельного надела в течение 3х лет подряд составляют:

  • для физических лиц, собственников участков — до 1,5% от кадастровой стоимости (минимальный размер 20 000 рублей), при отсутствии кадастровой стоимости – до 50 000 рублей.
  • для юридических лиц — от 3 до 5%, минимум 400 000 рублей (без кадастровой стоимости от 400 000 до 700 000 рублей).

Штрафы за неиспользование по назначению земель сельскохозяйственного назначения составляют:

  • для физических лиц — до 0,5%, (минимум 3 000 рублей)
  • для юридических лиц — до 10%, (минимум 200 000 рублей)

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что владельцы такого вида недвижимого имущества, как земельный участок, несомненно, не должны доводить ситуации до критического положения и судебных разбирательств. Соответственно, земля должна использоваться своевременно и по назначению, административные штрафы, в случае их наложения органами земельного надзора, должны быть своевременно оплачены.

Принудительное изъятие земельного участка у его непосредственного собственника в России осуществляется исключительно после вынесенного судебного решения. Допускается два варианта изъятия:

  • С возмещением компенсации – если земля отнимается для государственных или муниципальных нужд (при условии, что с владельцем не было заключённого соглашения об изъятиях);
  • Без возмещения – в случае санкций, назначенных в результате каких-либо нарушений или преступных действий, в соответствии с действующим сегодня Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исковое заявление в судебный орган подаётся государственными или муниципальными структурами. При этом данный иск нельзя подать, если земельный участок находился в собственности владельца меньше 3-х месяцев.

По решению суда устанавливается срок изъятия, размеры денежных компенсаций и их наличие, а также прочие условия оформления изъятия объекта для государственных нужд. Кроме того, вся процедура регламентируется внесёнными в Земельный кодекс поправками. Они регулируют не только этапы фактического изъятия для установленных государственных и публичных нужд, но и сам порядок, в котором рассчитываются и возмещаются понесённые владельцем убытки.

Причины изъятия земельного участка

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно!
Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

  • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
  • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
  • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

  • сельхозназначения;
  • поселений;
  • промышленности, обороны, транспорта и пр.;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • лесного и водного фонда.

Земли могут использоваться в соответствии с назначением, предусмотренным землеустроительной и кадастровой документацией. Таким образом, правовой режим использования участка определяется, прежде всего, исходя из его категориальной принадлежности.

Второй по значимости элемент правового режима участка — виды разрешенного использования, установленные для каждой категории земель. Их перечень, описание и коды в табличной форме содержатся в Приказе Минэкономики РФ от 01.09.14 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Из содержания ст. 7 ЗК РФ очевидно, что разрешенные виды использования связаны с зонированием территории, проводимым по правилам, оговоренным федеральным законодательством. В пределах Земельного кодекса РФ законодатель упоминает о необходимости зонирования только в отношении земель поселений (ст. 85 ЗК РФ).

Причины изъятия земельного участка

О необходимости зонирования иных категорий земель речь не идет. Однако Земельный кодекс России установил обязательность определения разрешенного вида использования участка на случай предоставления под застройку. А возведение зданий, как известно, возможно и на землях категорий, не отнесенных к землям поселений.

Предлагаем ознакомиться  Производственные активы в балансе строка

Согласно Градостроительному кодексу РФ виды разрешенного использования оговариваются градостроительными регламентами применительно к каждой территориальной зоне. Градостроительный кодекс РФ также содержит перечень земель:

  • на которые градостроительные регламенты не распространяются;
  • для которых они не устанавливаются.

К числу последних отнесены земли:

  • лесного фонда;
  • запаса;
  • особо охраняемых природных территорий (исключение: земли курортов, лечебно-оздоровительных местностей);
  • сельскохозяйственные угодья;
  • покрытые поверхностными водами;
  • находящиеся в границах особых экономических зон.

Способ использование участков, на которые не распространяются или в отношении которых не приняты градостроительные регламенты, определяется органами госвласти субъектов РФ или муниципалитетами. При этом разрешенные виды использование земель в границах особых экономических зон определяется их органами управления.

В последнее десятилетие сложилась практика установления вида разрешенного использования всех земель, независимо от категории и вида. Более того, ст. 7 Федерального закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» причисляет к числу сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости сведения о разрешенных видах использования. Оговорки о том, что данное требование распространяется на участки отдельных категорий, в законе отсутствует.

Согласно ГрК РФ виды использования участков той или иной территориальной зоны делятся на:

  • основные, осуществляемые по выбору землепользователя;
  • условно разрешенные, реализация которых требует получения официального позволения от компетентного органа (предоставляется по результатам публичных слушаний);
  • вспомогательные, осуществляемые в дополнение к двум вышеназванным видам использования;
  • запрещенные, которые не характерны для участков соответствующей категории (могут осуществляться исключительно после смены категориальной принадлежности).

Итак, целевым и надлежащим использованием участка признается осуществление собственником, землевладельцем, землепользователем своих правомочностей в соответствии с целевым назначением и разрешенными видами использования.

Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.

Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.

Порядок процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:

  • до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
  • 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
  • 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.

Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:

  • проверку состояния освоения предоставленных земель;
  • расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.
  • Инициация проверки целевого использования земельного участка.
  • для физлиц: 0,5 — 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тыс. руб.;
  • для чиновников: 1 — 1,5% стоимости, минимум 20 тыс. руб.;
  • на организации: 1,5 — 2% стоимости, минимум 100 тыс. руб.

Изъятие земли: постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Изъятие с возмещением

Порядок расчёта денежной компенсации гражданину за изымаемый у него участок земли, будь то для нужд государственных или муниципальных, предусматривает не только фактическую стоимость имущества. Обязательно учитываются убытки гражданина, которые он понесёт из-за отчуждения своей недвижимости. То есть, компенсация состоит из кадастровой стоимости земельного участка и расположенной на ней недвижимости, убытков, возникающих при потере источника дохода (если на земле велась коммерческая деятельность), убытков, возникших из-за невозможности исполнять принятые ранее обязательства (например, перед арендатором) и прочее.

Под убытками имеется в виду не только понесённый финансовый ущерб, но и все упущенные выгоды собственника. При этом оценка кадастровой стоимости проводится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и не всегда бывает объективной. Оценщик, который будет проводить осмотр территории, не включает в акт убытки и выгоды. Их наличие и размер необходимо доказывать отдельно, чтобы повлиять на решение в суде.

Также важно знать и то, что на законодательном уровне расширен перечень граждан, которые могут претендовать на получение полагающейся денежной компенсации при отчуждении своей земли для государственных нужд.

Если изъятие временное

Порядок процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд

В некоторых случаях земельные участки могут извлекаться у владельцев временно. Это происходит, если приходится сталкиваться со стихийными бедствиями, авариями, эпидемиями, эпизоотиями и прочими обстоятельствами чрезвычайного характера. В этих случаях основания представлены в виде необходимости защитить жизненно важные интересы населения и страны в целом. Пострадавшим таким образом гражданам также компенсируются понесённые в связи с этим убытки.

Когда земельный участок изымается временно, владельцу выдаётся на руки документ, по предъявлению которого он сможет вернуть свою собственность. Если же её возврат невозможен, государство возмещает кадастровую стоимость потерянной недвижимости, установленную в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Также возможен вариант предоставления гражданам в собственность другого аналогичного земельного участка.

При этом за владельцем остаётся право обратиться в суд, если он не согласен с оценкой его потерянной собственности или с тем, какую землю ему предоставили взамен. Возврат изъятого временно участка также осуществляется через суд, который выносит соответствующее решение.

Для пользования в интересах страны возможно исключение земельных площадей у их владельцев. Это допускается только в предусмотренных законодательно случаях.

Процедура изъятия земли у владельца

Этот процесс регламентирован федеральными актами – земельным и гражданским и частично нормами уголовного права. Изъятие имущества у его хозяина представляет собой процесс прекращения правомочий на объект недвижимости.

Одна из таких ситуаций – это принудительное отчуждение надела, которое предполагает передачу прав государству. При этом личное право в этот момент оканчивается.

Они установлены гражданским законодательством России. Их составляют:

  1. Предъявление взыскания на недвижимость по причине существующих обязанностей, когда она является залоговым имуществом;
  2. Исключение угодий, которые незаконно были переданы в собственность лицу, например, в случае наследования их иностранным гражданином;
  3. Национализация земли, её реквизиция, конфискация;
  4. Выделение части общей площади с оплатой её стоимости, когда вырезание доли невозможно;
  5. Выкуп объекта, участвующего в государственных программах развития;
  6. Прекращение владения наделом, используемого в нарушение существующих правил;
  7. Исключение участка, на который оформлено право владения под зданием.

Порядок процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Что включает решение об изъятии участка?

Насильственное аннулирование прав на надел применяется, когда нарушаются принципы разумного пользования земельными богатствами:

  • Направление использования противоречит предназначению и определенной категории (ст.ст.7,8 ЗК РФ);
  • Методы пользования влекут порчу экологии пространства, исчезновение плодородия угодий с/х назначения (за исключением случаев, когда его разумному применению препятствовали объективные причины);
  • Отсутствие желания исправлять результаты нарушений, направленных на порчу охватывающего пространства, ложной системой эксплуатации участка, имеющего особый статус (ст.ст.95-100 ЗК РФ), невыполнение установленных мероприятий по проведению защитных мер, качественное усовершенствование почвы;
  • Невыполнение налоговых обязанностей.

Этот процесс регламентирован федеральными актами – земельным и гражданским и частично нормами уголовного права. Изъятие имущества у его хозяина представляет собой процесс прекращения правомочий на объект недвижимости.

Одна из таких ситуаций – это принудительное отчуждение надела, которое предполагает передачу прав государству.
При этом личное право в этот момент оканчивается.

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственники участков вправе:

  • пользоваться находящимися в пределах его владений полезными ископаемыми и водами для собственных нужд;
  • возводить здания в соответствии с целевым назначением участка, градостроительными, сантехническими нормами и специальными разрешениями;
  • проводить надлежащие мелиоративные работы.

Аналогичный объем правомочностей установлен в отношении землепользователей. Однако они не располагают возможностью строительства объектов недвижимости. Что до сервитутодержателей, то объем их правочностей ограничен условиями сервитута.

Обязательства собственник земли, землепользователей и арендаторов сводятся к следующему:

  • использовать участки согласно назначению;
  • не причинять вреда природе;
  • сохранять межевые, геодезические знаки;
  • осуществлять природоохранные и противопожарные мероприятия;
  • если сроки использования участков оговорены договорами (например, о комплексном освоении территории), вовремя производить предписанные действия;
  • уплачивать земельный налог или арендную плату;
  • соблюдать требования экологических, градостроительных норм;
  • предотвращать деградацию, истощение, загрязнение земель и уничтожение почв.

Земли, кому бы они не принадлежали, подлежат использованию согласно целевому назначению. Нарушение этого предписания может послужить основанием для:

  • привлечения собственника к административной ответственности;
  • подтверждения обязательства компенсировать вред;
  • принудительного изъятия участка.

Целевое назначение и разрешенные способы использования участка могут быть изменены. Обращение заинтересованного лица с приложением надлежащих документов к органу управления земельными ресурсами не гарантирует положительного решения.

Нахождение участка в охранной зоне, распространение на него градостроительного регламента и другие подобные обстоятельства препятствуют установлению целевого назначения, отличающегося от назначения соседних и близлежащих участков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector