Права старого и нового образца сравнение

Права на автомат

В продолжение реформы законодательства в области ПДД и безопасности движения в 2018 году в России будут введены некоторые новшества при выдаче водительских документов. Многие автолюбители ожидали, что изменения затронут не только внешний облик и содержание документа, но также расширят его возможности.

В некоторых странах ВУ имеют статус полноценного удостоверения личности наравне с паспортом. Этого пока что не произошло, но изменения все же будут, к примеру, появились отдельные категории для общественного транспорта (трамваев и троллейбусов), которые раньше были объединены. Соответственно и правила подготовки водителей будут изменены.

ВУ образца 2018 года дают возможность гражданину РФ въезжать на территорию большинства стран на своем автомобиле, а также брать машину в аренду.

При этом желательно изучить особенности ПДД тех стран, на территорию которых гражданин собирается отправиться.

Внешний вид российских ВУ унифицирован с международными стандартами, поэтому расшифровка водительских прав нового образца 2018 года не вызовет никаких сложностей.

  1. Фамилия (берется из паспорта).
  2. Имя и отчество.
  3. Дата рождения и наиболее крупная территориальная единица, ближайшая к месту рождения владельца документа (крупный город или название области).
  4. Дата получения документа, срок его истечения и наименование выдавшего его органа (данный пункт разделен на подпункты 4a, 4b, 4c).
  5. Номер документа (также дублируется на обратной стороне).
  6. Фото.
  7. Подпись (обязательно черными или фиолетовыми чернилами, должна полностью соответствовать подписи в паспорте).
  8. Место прописки либо регистрации (либо данные о месте постоянного проживания, если регистрация отсутствует).
  9. Особые отметки, а также категории и подкатегории ТС, к управлению которыми владелец документа получил доступ.

Удостоверение с обеих сторон покрыто ламинированной защитой. Чтобы избежать подделки, задний фон представляет собой сложное сочетание узоров с элементами защиты. В случае их отсутствия, документ будет считаться недействительным.

Обратная сторона имеет следующие пункты:

  1. Дата получения прав на определенную категорию (подкатегорию).
  2. Дата окончания срока их действия.
  3. Ограничения в управлении ТС одной категории (подкатегории).
  4. Общие ограничения для всех категорий транспорта, особые отметки и стаж.

Все пункты и порядок их заполнения производится строго в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 365. Заполнение некоторых пунктов может меняться в зависимости от нововведений в законодательстве, для чего вносятся поправки в сам Приказ (последняя редакция документа – от 20.10.2015).

Права старого и нового образца сравнение

Для многих водителей путешествие на собственном автомобиле является наиболее комфортным.

Ведь только так нет привязки к транспорту общего пользования, можно самостоятельно планировать свой маршрут и остановки на пути.

Арендовать автомобиль за границей тоже не составляет особых сложностей.

Поэтому не теряет актуальности вопрос, действуют ли российские водительские права в Европе.

В соответствии с законодательством выделяют такие виды водительских документов:

  1. Национальные — дают возможность управлять автомобилем на территории своего государства.
  2. Международные — выдаются для применения на территории иностранных держав.

Права старого и нового образца сравнение

Дать ответ на вопрос, какие водительские права нужны в Европе для россиян, можно только опираясь на официальные документы, которые это регламентируют. В данном случае это Женевская и Венская конвенции.

Все существующие страны можно разделить на три группы:

  • государства, подписавшие Венскую конвенцию;
  • государства, подписавшие Женевскую конвенцию;
  • страны, которые не подписали ни один из этих документов.

На основании того, к какому из документов присоединилась страна, куда планируется поездка, зависит, какое водительское удостоверение будет действовать на ее территории.

Государства третей группы, которые не поддержали ни одну конвенцию, признают исключительно свои права на вождение. Таким образом, водить машину на их просторах можно будет только после сдачи водителем соответствующих экзаменов и получения документа местного образца.

Некоторые из этих государств допускают исключения. На их территории возможно использование национального документа, с прикрепленным к нему переводом. Но перед тем, как туда отправляться стоит все детально выяснить.

Страны, подписавшие Женевскую конвенцию от 1949 года, договорились о том, что на своих территориях они признают водительское удостоверение международного образца. В таком случае можно спокойно брать права для выезда за границу и не волноваться о возможном непонимании и штрафах.

Права старого и нового образца сравнение

Таким образом, с международными правами можно ехать в такие страны:

  • Австралия;
  • Албания;
  • Алжир;
  • Андорра;
  • Аргентина;
  • Бангладеш;
  • Белиз;
  • Бенин;
  • Ботсвана;
  • Гаити;
  • Гамбия;
  • Гватемала;
  • Гибралтар;
  • Гонконг;
  • Гренада;
  • Доминиканская Республика;
  • Египет;
  • Западное Самоа;
  • Индия;
  • Иордания;
  • Ирландия;
  • Исландия;
  • Камбоджа;
  • Канада;
  • Кипр;
  • Китай;
  • Конго;
  • Лаос;
  • Лесото;
  • Ливан;
  • Мавритания;
  • Мадагаскар;
  • Малави;
  • Малайзия;
  • Мали;
  • Мальта;
  • Намибия;
  • Нидерланды;
  • Новая Зеландия;
  • Новая Каледония;
  • Папуа-Новая Гвинея;
  • Парагвай;
  • Перу;
  • Руанда;
  • Сан-Люция;
  • Свазиленд;
  • Сент-Винсент и Гренадины;
  • Сингапур;
  • Сирия;
  • США;
  • Сьерра-Леоне;
  • Тайвань;
  • Танзания;
  • Того;
  • Тринидад и Тобаго;
  • Тунис;
  • Турция;
  • Уганда;
  • Фиджи;
  • Французская Полинезия;
  • Ямайка;
  • Япония.

Наиболее удобная и приятная для россиян та группа государств, в которую вошли участники Венской конвенции. Именно в таких странах действуют российские водительские права и другие национальные права. Главным условием является их соответствие установленным стандартам.

Всем привет, это Кулик Илья! Наверняка среди ваших родственников и знакомых есть те, у которых водительское удостоверение выглядит совсем не так, как ваше. Это неудивительно, ведь российские «корочки» водителя бывают четырёх разных видов, причём все они действительны.

Хотите узнать, как выглядят водительские права разных поколений и какой документ вам выдадут в наши дни? Тогда вперёд!

В России в различное время выдавали права водителя четырёх различных видов. Поскольку срок действия документа – 10 лет, а самый ранний образец выдавался до 2011 года, сейчас у водителей можно встретить все четыре разновидности:

  • Бумажные права старой формы.
  • Пластиковые старой формы.
  • Нового образца, но устаревшей редакции.
  • Обновлённые в 2014 права новой формы.

Статья в тему: Какие возможности дают различные типы автомобильных прав и что представляет из себя водительское удостоверение?

В настоящее время можно получить только водительское удостоверение в последней на сегодняшний день редакции, принятой в 2014 году. Форма документа установлена Приказом МВД №365, изданным 13 мая 2009 года, с изменениями. О них я расскажу в подзаголовке «Актуальная редакция водительских прав».

До 2011 года можно было получить права двух видов: бумажные и пластиковые, форма которых диктовалась Приказом МВД №120 от 19 февраля 1999 года. Они различались оформлением, но содержание их было одинаковым.

Официальное название «Образец №1». Документ имеет форму прямоугольника размером 74×105 мм. Необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывают пополам и ламинируют. Фото таких прав в «развёрнутом состоянии» вы можете увидеть ниже.

Образец №1

На бланк нанесена защитная, розовая сетка, водяные знаки RUS и вкраплены красные волокна, в том числе светящиеся в ультрафиолете, подобные тем, что есть на купюрах. Кроме того, на обеих сторонах расположен особый вензель. Применяются и другие меры по защите от подделок, например, особый шрифт и метод печати, светящаяся в ультрафиолетовом излучении краска.

Лицевая сторона

В самом верху – название документа с переводом на французский «PERMIS DE CONDUIRE». В определённых местах бланка указано, какие сведения о водителе должны быть написаны:

  • Фамилия, имя, отчество.
  • Дата и место рождения.
  • Регион проживания.
  • Подпись владельца.
  • Местонахождение отделение ГИБДД, выдавшего документ;
  • Даты начала и окончания срока действия.
  • Роспись автоинспектора, оформившего документ.

Новое водительское удостоверение в руке инспектора ГИБДД

Справа внизу место для фотографии размером 30×40 мм, поверх которой ставится круглая печать Госавтоинспекции. На нижнем поле – серия и номер документа, причём в двух экземплярах – один напечатанный при изготовлении бланка, второй – и при его заполнении.

Оборотная сторона

Шапку на обратной стороне занимает название страны, выдавшей документ и её международное обозначение – RUS.

Основное место на обороте занимает таблица с категориями транспортных средств, на которых разрешает водить удостоверение. Всего их пять, что соответствует реальному положению дел на время выдачи этого типа прав. Табличка состоит из трёх столбцов:

  • Обозначение категорий.
  • Краткое описание транспортных средств.
  • Отметки, подтверждающие разрешение.

Внизу предусмотрена графа «Особые отметки», куда ставились различные примечания, такие как:

  • Год начала водительского стажа.
  • Номер предыдущего удостоверения.
  • Разрешение на вождение троллейбуса или трамвая.
  • Ограничения, например, необходимость пользоваться очками.

Ещё ниже, так же, как и на лицевой стороне, стоят серия и номер, но только в одном экземпляре, отпечатанном на фабрике. Наименование изготовителя также указывается мелким шрифтом внизу слева.

Этот тип удостоверения, который именуется «Образец №2» изготавливается из синтетического материала также с нанесённой защитной сеткой розового цвета. Сверху покрывается специальной плёнкой, выполняющей роль защиты от подделок. Размер карточки – 85×55 мм.

Обратная сторона

Водительское удостоверение лицевая сторона

На обороте располагается только название документа на русском и французском и таблица с расшифровкой категорий.

Образец №2. Оборотная сторона

В ультрафиолете становятся хорошо видны значки «RUS», нанесённые по всей площади.

В 2011 году начали выдавать новые удостоверения. Нововведение было сделано, чтобы привести водительский документ в вид, соответствующий международным нормам, что позволяет водить по российским правам на автомобиль в других странах.

Предлагаем ознакомиться  Расписка в получении денежных средств за работу

В 2014 году в связи с введением в России новых категорий была видоизменена таблица на обороте.

Права с таким оформлением выдавались с 2011 по 2014 год. Останавливаться подробно на них я не буду, так как все отличия от актуального документа, о котором я расскажу чуть дальше, заключаются в другой таблице категорий.

Водительское удостоверение старого образца – отличие от нового

Водительское удостоверение оборотная сторона

Для того чтобы законно иметь возможность управлять транспортным средством, человек должен получить водительские права. Их выдают только при прохождении соответствующего профильного обучения и сдачи определенного экзамена.

Была проведена реформа в нашей стране, при которой внешний вид ВУ принял новый облик. Данный документ, необходимый при вождении авто, был приведен к стандартному образцу, принятому в мире, поэтому стало гораздо проще посещать на ТС другие государства, либо арендовать авто.

Важно! Документ, определяющий право вождения, можно предъявлять, вместо паспорта, так как он юридически имеет такую же силу, что и бумага, способная подтвердить личность.

Бумажный вариант на право управления авто выполнен в прямоугольной форме. Все данные наносятся на розоватую поверхность, которая ламинируется. Чтобы избежать подделок, на бланке присутствуют водяные знаки и вкрапления красного оттенка, проявляющиеся в ультрафиолетовом свете. На лицевой стороне старых прав располагаются следующие сведения:

  1. Данные об имени, отчестве и фамилии;
  2. Число и место, где родился владелец водительского удостоверения;
  3. Регион, в котором проживает человек;
  4. Личная подпись лица, получившего документ;
  5. Адрес, где располагается ГИБДД, выдающего бумагу;
  6. Определение даты окончания действия прав на вождение;
  7. Автограф сотрудника ГИБДД, выдавшего водительское удостоверение старого образца.
  8. По закону РФ, чтобы удостовериться в личности владельца, присутствует фотография, подтвержденная печатью;
  9. Также обязательно ставится индивидуальный номер и серия прав, а также номер лицензии.

На обратной стороне находится информация и государстве, в котором выдан старый вариант водительского удостоверения. Далее следует пять граф с категориями, принятыми в РФ, расположенными в табличке, где прописывается:

  • Наименование в символическом обозначении категорий;
  • Описание ТС, подходящих под ту, или иную категорию;
  • Ставится галочка, напротив разрешенной.

Далее выделяются личные отметки, такие как:

  1. С какого года начался стаж вождения;
  2. Если документ менялся, то располагается информация о предыдущем номере;
  3. При ограничениях по здоровью, к примеру, по зрению, также ставится соответствующая отметка;
  4. В самом низу прав напечатан номер и серия документа, а также кем был изготовлено ВУ.

В пластиковых водительских правах также существует защита от подделок, в виде специальной розовой сетки. На главной стороне расположены все данные владельца и основные знаки отличия. В отличие от бумажного носителя старых прав, фотография располагается слева от основной информации.

Внимание! Все водители, имеющие ограничения по зрению, должны предоставлять фотографию, где человек находится в очках.

Место, где были получены водительские права, обозначается штампом с шестью гранями, где ниже прописан номер системы, где происходило оформление удостоверения и личный код инспектора ГИБДД. Далее все заполняется все так же, как и в старом бумажном документе.

Внимание! При воздействии ультрафиолета становятся заметны отметки RUS по всей поверхности прав.

Согласно закону о безопасности дорожного движения, новые права изменились, по отношению к их старому виду. Основными отличиями от старого документа являются:

  1. Применение толстого пластика сине-розового цветового оттенка;
  2. Присутствует отметка о разрешении начала водительского стажа только с автоматической коробкой переключения передач;
  3. Присутствуют новые категории, такие, как скутеры, мопеды и т.д.;
  4. Улучшенная защитная система, уменьшающая риск подделки прав;
  5. Взимается обязательная госпошлина, которая составляет 800 рублей;
  6. Присутствие специального штрих-кода, в котором при считывании можно узнать все данные о водителе, что было недоступно в старом варианте документа.

Право на законное управление транспортным средством, выполненное на пластиковой основе и в новом формате, в отличие от старых вариантов удостоверения, получает все большее распространение у автолюбителей и профессионалов.

Старая форма выпуска не дает такой надежности для препятствия изготовлению подделок, ведь в новых правах присутствуют специальные степени защиты.

Также, согласно законодательству, присутствуют отдельные категории ТС, на которые возможно получение удостоверения.

Статья была Вам полезной?

Не смотря на то, что с весны 2014 года на территории Российской Федерации стали выдаваться обновленные удостоверения, водительское удостоверение старого образца, является действительным до завершения периода действия.

Если в документ не внесены иные ведомости, они действительны десять лет.

Законодательство не требует выполнения замены водительских прав, они являются действительными, а также признаются соответствующими службами по всей территории России.

А

Интересно, что на сегодняшний день на руках у автовладельцев находятся права трех видов. Это удостоверения, которые выдавались с 1999 года по 2011 год, первые права из пластика, появившиеся в 2011 году, а также новое водительское удостоверение.

Одной из основных целей изготовления водительских прав обновленного образца было создание водительского удостоверения, соответствующего международным стандартам. Форма нового документа соответствует всем требованиям, и позволяет водителям использовать его на территории государств-участниц Конвенции, регулирующей нормы дорожного движения.

Права старого образца – это заламинированный бланк, размер которого несколько отличался от новой карточки водителя, составляет 7,5 на 10,5 сантиметров. Их выдача на территории Российской Федерации осуществлялась с 1999 года. Они содержат все необходимые данные, внесенные на русском и английском языках.

Удостоверение выдавалось на пять категорий. Это:

  • любительские «А», «В»;
  • профессиональные «С», «D», а также «Е».

Для получения данных категорий были установлены такие возрастные критерии:

  1. права на мотоцикл могли получить граждане, достигшие 16-летнего;
  2. для прохождения испытания, позволяющего стать обладателем категории «В» или «С» нужно достичь 18-летнего возраста;
  3. получение водительских прав категории «D» или «E» требует достижения претендентом 20 лет.

Что качается возраста потенциальных водителей, то изменения к Правилам дорожного движения на них не повлияли.

Серьезные изменения произошли с категориями. Каждый владелец водительского удостоверения нового образца может убедиться, что теперь их стало 16.

А1

Для удостоверений старого типа были характерны данные:

  • номер, а также серия документа;
  • личные данные владельца;
  • информация о дате и месте рождения;
  • место регистрации водителя;
  • дата выдачи и завершения срока действия;
  • штамп отделения ГИБДД, осуществившего выдачу прав;
  • подпись водителя;
  • особые отметки.

На лицевой стороне слева находилась фотография водителя, а справа вся информация владельце прав.

С весны 2011 года на территории РФ начали выдавать права нового вида. Это пластиковая карточка, размер которой 85,6 на 54 миллиметра. Края карты слегка закруглены.

Опытные участники дорожного движения привыкли к существующим категориям. Теперь вместо знакомой «Е» в правах появились:

  1. «ВЕ», позволяющая сесть за руль техники категории «В», общая масса которых не будет больше 750 кг;
  2. «СЕ», дающая право водить транспорт, относящийся к категории «С» с прицепом, при условии, что общий вес автопоезда составляет 0,75 — 3,5 тонн;
  3. «DЕ» для граждан, осуществляющих перевозку пассажиров на технике, где число мест для сидения превышает 8 с прицепом;
  4. «трамвай» для водителей этой категории техники;
  5. «троллейбус» для тех, кто управляет этим видом транспорта.

Первые три подкатегории являются своего рода расшифровкой ранее известной категории «Е», которая давала общее определение, и давала возможность управлять составами автопоездами, состоящими из техники, категории «В», «С» и «D» с прицепом.

Документ, который стали получать водители с весны 2011 г. содержит ряд дополнительных отметок. Так, например, на утерянных или похищенных водительских удостоверениях обязательной является отметка «дубликат».

В случае если за рулем техники находится водитель, имеющий некоторые ограничения связанные с состоянием здоровья, в удостоверении делается соответствующая отметка.

Обладатель такого удостоверения может находиться за рулем только при наличии разрешающего медицинского документа.

Специальная пометка «ручное управление» делается в документах водителя, который имеет право находиться за рулем техники с ручным управлением.

Кроме этого в правах этого образца существует графа для особых пометок. Туда могут вноситься данные о стаже водителя, группе крови и ряд других специальных данных.

В случае выезда за рубеж на автомобиле, владельцам обеих образцов старых прав придется получать документ международного образца.

Замена прав

Удостоверения водителей старого образца подлежат обязательной замене после истечения их срока действия. Современному водителю совершенно не обязательно сразу отправляться в ближайшее отделение ГИБДД.

Развитие новых технологий позволяет осуществить подачу необходимых для проведения процедуры документов в онлайн-режиме. Достаточно заполнить определенную форму и приложить скан — копии указанных документов, и система осуществит проверку предоставленной информации, а после этого предложит определить удобную дату посещения ближайшего отделения.

Эти нововведения дали возможность максимально разгрузить представительства дорожной инспекции, где выполнялась выдача документов. День, а также время посещения отделения ГИБДД известны водителю заранее. Процедура обычно занимает не более 30 минут.

Информация, содержащаяся в водительском удостоверении

Все записи на правах вносятся как на русском (национальном) языке, так и на латинице.

Теперь давайте подробнее рассмотрим каждую сторону:

  • На основной стороне документа в самом вверху прописывается наименование, то есть удостоверение водителя, а немного левее обозначение страны на латинице.
  • Правее от фото есть несколько строк для записи личных данных, они прописываются в русском варианте и латинскими буквами (графы 1 и 2).
  • Затем есть сведения о дате и месте рождения (графа 3).
  • Под записями о личных данных прописываются дата выдачи водительского удостоверения и срок его годности (графы 4a и 4b).
  • На следующей строчке отображены сведения о выдавшем права подразделении ГИБДД, его код (графа ).
  • Внизу проставлен ряд цифр: первые 4 обозначают серию документа, последние 6 – номер удостоверения (графа 5).
  • По левую сторону расположено фото, обычно цветного формата, которое делают в подразделении ГИБДД. К нему предъявляются определенные требования – оно должно быть строго анфас, без убора на голове, с параметрами 3 х 4 см. Для иных лиц допускается делать фото в уборе, если по религиозным или другим соображениям они постоянно находятся в нем. Но лицо должно быть полностью открытым. Если гражданин носит очки, то и на фото этот атрибут должен присутствовать, но они обязательно должны быть прозрачными, чтобы виден был цвет радужки глаз (поле 6).
  • Под личным фото есть место для подписи – она должна быть идентична росписи на общегражданском паспорте гражданина (поле 7).
  • В графе 8 обозначается регион, проживания владельца удостоверения и регистрации авто.
  • В самой нижней строчке документа проставляются все доступные владельцу удостоверения категории и подкатегории транспорта (поле 9).
Предлагаем ознакомиться  Учредительный договор - структура, скачать образец, пример и очередность заполнения

На обороте документа содержится следующая информация:

  • С левого края проставлен штриховой код, содержащий зашифрованные сведения о собственнике документа.
  • Остальное пространство водительского удостоверения отдано под таблицу, где прописываются категории ТС, доступные для использования на территории России.
  • В первом столбце проставлены виды автотранспорта в буквенном обозначении с символичной картинкой, по которой можно понять какой это транспорт.
  • Если у водителя есть допуск к управлению тем или иным видом автотранспортных средств, то против соответствующего класса, будут находиться сведения, когда сдан экзамен и выдано разрешение (столбец 10).
  • В отдельной графе проставлены сведения о сроке окончания действия разрешения на управление определенным классом транспорта (столбец 11).
  • Последняя графа предназначена для заполнения сведений, о запрете управления автомобилями определенного класса (столбец 12). Например, отметка АТ, означает допуск к вождению только транспорта с автоматической коробкой передач и проставляется в строке той категории (подкатегории) по которой получен соответствующее разрешение.
  • Графа 14 отведена под особые отметки и ограничения, действующие на все виды открытых категорий и подкатегорий, а также сведения о владельце. Здесь может указываться водительский стаж (год когда впервые были выданы права) либо информация что документ выдан взамен утраченного (дубликат прав), общие ограничения (например, ношение очков, контактных линз) либо указание о необходимости наличия действующей медицинской справки (в случае если водитель должен периодически проходить медкомиссию по допуску к управлению ТС).

Расшифровка категорий и подкатегорий

Водительское удостоверение является одним из основных документов граждан — не зря в ряде случаев оно юридически способно заменить паспорт. Однако не у всех этот документ одинаков.

У многих россиян на руках до сих пор ламинированные карточки, полученные ими до 2011 года. Прогресс не стоит на месте, и водительские документы также претерпевают изменения. Самые современные удостоверения – пластиковые.

Они соответствуют всем международным стандартам.

Кроме того, стало больше категорий и подкатегорий. Для них были введены специальные обозначения, а значит, для понимания, каким видом транспорта можно управлять, имея в правах ту или иную отметку, требуется расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

7 (499) 703-52-27

Это быстро и бесплатно!

Главные изменения прав для вождения коснулись не только внешнего вида документа и усложнённой схемы защиты. В связи с введением новых «пограничных» категорий, обновилось и содержание удостоверения водителя.

По внешнему виду

Одно из главных различий — материал. Если раньше права оформлялись на плотной бумаге, которая затем ламинировалась, то самые современные водительские удостоверения представляют собой кусочек пластика.

Система защиты

Поскольку главный бич любых мало-мальски важных документов — возможность их подделать, а спрос всегда рождает предложение, новые права оснащены высококачественной системой защиты.

Поэтому на данный момент подделка их невозможна, а сами удостоверения соответствуют самым высоким требованиям международных стандартов. Так, тыльная сторона удостоверения снабжена сложным узором (подобно узору на денежных купюрах), а также голографическими знаками.

Претерпела изменения и содержательная структура документа. В первую очередь, это связано с изменениями в законодательстве.

С введением новых категорий и подкатегорий удостоверению потребовался новый дизайн, вмещающий в себя все необходимые поля.

В

Лицевая сторона документа включает в себя данные о владельце удостоверения – ФИО, дату и место рождения, дату выдачи и срок истечения, наименование подразделения ГИБДД, где удостоверение было выдано, а также сведения о месте жительства водителя.

Под фотографией автомобилист обязательно расписывается, а внизу лицевой стороны указываются категории, в соответствии с которыми разрешено управление ТС.

Серия и номер указаны с обеих сторон документа. Вся информация на удостоверении размещена на розовом фоне, сложным градиентом переходящим в голубой.

Удостоверение нового образца действует не только в РФ, но и на территории стран-участниц Венской Конвенции.

Информационная сетка на оборотной стороне прав для вождения предусматривает наименование категорий и подкатегорий, а также «иконки» — схематические обозначения различных видов транспорта, на который можно получить право управления после обучения и сдачи экзаменов. Рассмотрим их по порядку.

Прежде легковые личные транспортные средства делились на автомобили и мототранспорт, и существовало всего две категории – А и В. Теперь же подгрупп стало несколько. В зависимости от таких показателей, как объем движка, габариты или масса автомобиля, легковой автомототранспорт делится на следующие категории:

  1. «А» даёт право управления тяжелыми мотоциклами с двигателем объемом свыше 125 куб.см.
  2. «А1»: сюда относятся облегчённые мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб.см.
  3. «В»: самая распространённая категория. Ее обладатели могут водить легковые автомобили массой не более 3,5 тонн. Число пассажиромест не должно превышать восьми.
  4. «В1»: трициклы и квадрициклы, не имевшие раньше собственной категории, теперь выделены в отдельный тип транспорта. Причём следует заметить, что получить возможность управления подобным транспортом могут и обладатели базовых категорий «А» или «В» — в зависимости от типа рулевого механизма.
  5. Автомобили категории «ВЕ»«легковушки», имеющие прицеп с общей массой свыше 750 кг.
  6. «М»: мопеды, скутеры и квадроциклы с двигателем объемом до 50 куб.см. У всех обладателей иных категорий, окончивших автошколу, автоматически открыта категория «М». До недавнего времени на дорогах серьезную конкуренцию легковым автомобилям создавали подростки и молодежь на мопедах.
    Поскольку езда на этом виде транспорта раньше не требовала специальной подготовки или наличия правоподтверждающих документов, водители мопедов часто становились участниками ДТП, порой сами эти аварии и инициируя.

С введением обязательного обучения в автошколе и сдачи экзамена на право управления, количество мопедов на дорогах резко сократилось, равно как и количество дорожно-транспортных происшествий с участием этого вида транспорта.

Грузовые автомобили

В дополнение к имевшимся категориям для грузовиков также были добавлены промежуточные.

  1. «С»: в эту категорию выделены грузовики общей массой свыше 3,5 тонн и прицепом не тяжелее 750 килограмм
  2. «С1»: сюда относятся грузовые автомобили массой от 3,5 до 7,5 тонн. Кроме того, категория дает возможность оснастить грузовик прицепом массой не более 750 килограмм.
  3. «СЕ» позволяет управлять грузовым автотранспортом с прицепом, масса которого превышает 750 килограмм (но не более 3,5 тонн).
  4. «С1Е»: к отдельной категории относятся тяжелые грузовики с прицепом и совокупной массой сцепленного состава до двенадцати тонн.
  1. «D»: права этой категории дают возможность управления автобусами с числом мест для пассажиров от шестнадцати и больше.
  2. «D1»: в категорию выделены небольшие автобусы (микроавтобусы) с числом сидячих мест от восьми до шестнадцати (не считая сиденья водителя).
  3. «DE»: категория для автобусов массой 750 – 3500 килограмм с прицепом. Сюда относятся сочлененные автобусы (с «гармошкой»).
  4. «D1E»: категория даёт право управления небольшими автобусами с числом пассажиромест от 8 до 16 с прицепом (прицеп не разрешен для перевозки пассажиров).
  5. «Tb» даёт право водить троллейбусы.
  6. «Tm»: для управления трамваем.

Штраф за управление транспортным средством при наличии удостоверения, но отсутствии необходимой категории равнозначен штрафу при вождении без прав – от 5 до 15 тыс. рублей.

Таким образом, к 2018 году категории водительских удостоверений, дающих право управления различными видами наземного транспорта претерпели эволюцию от пяти типов (A и B для любителей; C, D, E для профессиональных водителей) до сложной схемы с различными подвидами.

Помимо персональных данных и информации об имеющихся категориях, в удостоверении водителя также делаются особые отметки о состоянии здоровья автомобилиста (где это необходимо).

Кроме того, теперь в обязательном порядке указывается, транспортным средством с какой коробкой передач может управлять обладатель водительского удостоверения.

Все эти пометки тщательным образом изучает инспектор при проверке документов.

Так, если у водителя серьезные осложнения зрения, под таблицей категорий обязательно будет сделана запись «разрешено управление ТС в очках».

С недавних пор начинающий водитель с порога автошколы должен определиться, на каком автомобиле он планирует ездить в дальнейшем.

Если ученик собирается использовать только личный транспорт с АКПП, то обучение будет проводиться на машине с соответствующей коробкой передач.

Однако это повлечет за собой присвоение категории «Автомат» в правах (отметка «АТ») и запрет езды на «механике».

Десять лет — немалый срок, особенно, когда речь идёт о законодательстве. Оно постоянно претерпевает метаморфозы, в том числе, и относительно документации. И зачастую ламинированные права, полученные автомобилистом в 2009, например, году, остаются у него на руках, в то время как большинство водителей уже получили удостоверения нового образца.

Начиная с 2014 года водительское удостоверение старого образца окончательно упразднено и больше не выдается.

Предлагаем ознакомиться  Что такое накладная? Что значит накладная на товар? — Карта мира финансов

Что же делать тем, у кого по-прежнему «несовременные» права на вождение? Многие автолюбители переживают, действителен ли их основной водительский документ.

Обладатели прав старого образца могут не беспокоиться — никакие штрафы и уж тем более лишение этих прав им не грозит.

Когда истечёт десятилетний срок годности таких прав, в любом подразделении ГИБДД их можно будет заменить на новые, современные документы, снабженные всеми средствами защиты и необходимой информацией.

Есть ряд ситуаций, требующих обновить удостоверение водителя. И если на руках у автолюбителя были права старого типа, в ГИБДД, после соблюдения всех процедур, инспектор выдаст новый документ, введённый с 2014 года.

Однако торопиться не стоит — если старые права действительны, они признаются всеми государственными структурами, имеющими отношение к безопасности дорожного движения.

В тех случаях, когда старый документ потребует замены, автомобилист получит права другого формата, отвечающий самым современным требованиям. Ознакомимся с этими случаями:

  • истечение срока действия водительских прав;
  • изменение персональных данных водителя;
  • признание документов, на основании которого было выдано удостоверение, недействительными вследствие поддельности;
  • существенное изменение состояния здоровья автолюбителя (инвалидность, проблемы со зрением и т.п.);
  • частичное повреждение или же полная утрата водительских прав.

Все эти ситуации требуют срочной замены прав на вождение.

Заменой прав занимается ГИБДД. Обратиться туда можно как напрямую, в порядке живой очереди, так и через сайт госуслуг. Кроме того, подать документы на обновлённые права можно через многофункциональный центр.

Описание каждой категории

Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.

Например, Hummer H1 по ПТС попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D.

Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.

Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.

Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1.

Подкатегория А1 – облегченные и маломощные мотоциклетные средства с двигателем объемом 50-125 куб см, и силой до 11 кВт.

Легковые автомобили

В1

Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.

Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В, но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.

Подкатегория B1 – Данная подкатегория никакого отношения к легковым машинам категории В не имеет. Требуется она для вождения трициклов и квадрициклов.

Открывается подкатегория В1 при наличии в правах категорий А или В.

Однако виды транспортных средств при этом различны:

  • категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS;
  • категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
  • если же у водителя имелись обе категории (А и В), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.

Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.

Грузовой транспорт

BE

Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.

Категория С – Грузовики общей массой свыше 3,5 т. Данная категория подойдет для управления всеми видами тяжелого грузового транспорта, например, самосвалами и автофурами.

Подкатегория С1 – Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 т, подходит для транспортировки малогабаритных и мелких грузов.

Подкатегория СЕ – Вождение грузовика категории С с тяжелым прицепным устройством массой свыше 750 кг.

Подкатегория С1Е – Вождение грузового транспорта, сцепленного с прицепом, масса которого составляет более 750 кг. Общий вес грузового состава в этом случае не должен превышать 12 т.

К категории С относятся также и большие внедорожники, полный вес которых не укладывается в границу категории В.

Автобусы

c

Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.

Подкатегория D1 – Вождение пассажирского авто, с сидячими местами для пассажиров от 8 до 16. В эту категорию попадают привычные всем газели и другие микроавтобусы.

Подкатегория DE – Автобусный транспорт с прицепом массой более 750 кг.

Подкатегория D1Е – Автобусы прицепных конструкций, с общей массой до 12 т.

КатегорииTm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.

Как открыть новую категорию

Чтобы дополнить свои водительские права новыми категориями или подкатегориями необходимо пройти надлежащее обучение по выбранному направлению в автошколе с последующей проверкой уровня подготовки в ГАИ.

C1

Следует отметить, что самостоятельная переподготовка водителя не допускается.

Для зачисления в автошколу потребуется стандартный пакет документов:

  1. гражданский паспорт (копии страниц с фото и регистрацией);
  2. цветное фото, стандартного для документов размера 3х4;
  3. медсправка для водительских прав.

Стоимость и срок подготовки в автошколе различаются, в зависимости от выбранного курса:

  • Так переподготовка с категории С на подкатегорию СЕ не требует сдачи теории знания ПДД и для ее открытия необходимо успешное выполнение в ГИБДД задания по практическому вождению автопоезда.
  • А если человеку необходимо открыть категорию D и у него уже есть права категории С и соответствующая карточка водителя, то переподготовка включает в себя сокращенную теоретическую часть, что, конечно же, снижает стоимость и срок обучения.
  • Подготовка по категориии М проходит с изучением свода ПДД, из которого убраны разделы, не относящиеся по существу к вождению скутеров.

Важно! Законом предусмотрено получение класса вождения и самого удостоверения с определенного возраста, благополучно сдав экзаменационную проверку в ГИБДД:

  • Для управления легкими мопедами и облегченными мотоциклами права выдаются при достижении 16 лет;
  • Получить допуск к вождению классов А, В, С и их 1 подкатегориям – с 18 лет;
  • Управлять грузовым автотранспортом, троллейбусами и трамваями можно с 21 года.

Получение дополнительной подкатегории возможно при условии, что по основному классу вождения есть опыт не менее года.

Пройти подготовку в автошколе и сдать экзамен на знание ПДД в ГИБДД можно и раньше, но выдача водительских прав возможна только при достижении установленного возраста.

Наказание за нарушение ПДД

CE

Управление ТС без соответствующего допуска приравнивается к езде без прав и карается по статье 12.7 КоАП РФ часть 1. Административное взыскание в этом случае может составить 5-15 тыс. руб.

Водителю следует знать, что не любое несоответствие допуска к классу вождения и управление каким-то транспортом может быть расценено как грубое нарушение:

  • Если при проверке обнаружится, что он управляет ТС грузового типа общей массой до 12 т., а у него отсутствует допуск к C1E, но в правах стоит категория СЕ, то штраф не будет наложен.
  • И в том случае, если водитель допущен к вождению легкового авто, но на момент проверки он передвигается на мопеде, с отсутствующим допуском в правах, будет аналогичная ситуация.
  • Но вот если он сел за руль автобуса, имея при этом допуск к вождению только легкового транспорта, то штраф может составить от 5 до 15 тыс. руб. Водителя обязательно отстранят от управления, а ТС отгонят на штрафстоянку (27.12 и 27.13 КоАП РФ).
  • Управление автомобилем на механике, с правами только на автомат, также приравнивается к езде без прав с вытекающими последствиями.

Вот что мы хотели вам рассказать о водительских правах. Если у вас возникли вопросы обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам оформив запрос в конце статьи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector